Пройдитесь по Пречистенской набережной от храма Спасителя (от новенького Патриаршего моста) на юг, в сторону памятника Петру Первому. И слева, в череде домов, вы заметите маленький особнячок (дом № 29). Особнячок удивительный для современного центра Москвы. Красный кирпич, всего два этажа, фасад - сказочный.
А связан он в первую очередь с событием вовсе не сказочным. 5 апреля 1943 г. здесь произошло событие, сыгравшее большую роль в ходе Второй мировой войны. В бой вступила эскадрилья «Нормандия»,состоявшая из французских летчиков-патриотов. На доме висит доска с памятной надписью: «В память французских летчиков полка «Нормандия-Неман», павших во время Второй мировой войны, сражаясь бок о бок с воинами Советской армии». И дальше имена французских летчиков на русском и французском языках.
Впрочем, и сам особнячок - один из интереснейших в Москве. Он был построен в 1901 году. Его фасад выполнили по рисунку художника Виктора Васнецова - автора картины «Три богатыря». И принадлежал тот дом Ивану Евменьевичу Цветкову - чиновнику Земельного банка, нажившему миллионы на финансовых спекуляциях.
Тут размещалась картинная галерея Ивана Цветкова. Его «коньком» были рисунки, гравюры и всяческие черновые наброски. Федотов, Маковский, Брюллов, Васнецов, Суриков, Репин, Поленов - сплошь лучшие российские художники. Это собрание было вторым в Первопрестольной после Третьяковки. Сам Цветков признавался: «Только любовь к картинам, своим и чужим, собирание картин составляют для меня высочайшее наслаждение и нравственное успокоение; здесь все мои душевные радости, которыми жива душа моя». И собиратель не лукавил.
Москвичи цветковской галереей восторгались. Редко кто ее ругал. Но и такие находились. Например, художник Нестеров в одном из писем говорит о собирателе: «Он не профессор, а «изволите ли видеть»... тень Третьякова, его почитатель и подражатель, без третьяковского ума и инициативы». Но в следующих строчках позиция Нестерова объясняется довольно неожиданно: «Главное же, галерея тем нехороша, что в ней нет ни одного Нестерова и нет (по нелюбви к нему) никакой надежды, чтобы Нестеров туда попал».
Сам Иван Евменьевич, кстати сказать, был личностью отнюдь незаурядной. Помимо коммерции и собирательства он был видным по тем временам математиком. Того больше - Цветков написал диссертацию «Интегрирование линейных уравнений с постоянными коэффициентами». Но об этом обидчивый Нестеров мог просто не знать.
После революции цветковской галереи не стало. Ее национализировали, присоединили к Третьяковке, а здание отдали французскому военному атташату. Именно поэтому на русском теремке появилась доска, посвященная французским летчикам.