Законопроект о противодействии коррупции в Москве внес недавно в Мосгордуму прокурор города Юрий Семин. Признавая, что полностью искоренить коррупцию невозможно, он предлагает хотя бы снизить ее до «социально терпимого уровня». Одними из основных мер по борьбе с этим злом прокурор считает гласность и привлечение общественности, в том числе к обсуждению новых законов.
Проверить внесенные в Мосгордуму законопроекты на коррупциогенность общественность может уже сейчас. Они должны быть размещены на сайте МГД. Поэтому любая независимая экспертная организация, аккредитованная в Минюсте, может дать по законопроекту свое заключение. В комиссии по законодательству МГД уверяют, что любое такое мнение обязательно рассматривается. Но признают: носит оно лишь рекомендательный характер.
Что говорить об общественности - рекомендательный, по сути, характер носят и замечания Московской прокуратуры. «Депутаты при голосовании могут и не обратить на них внимание. Никому не хочется останавливать процедуру принятия закона из-за незначительных моментов, - объясняет депутат Александр Семенников, председатель комиссии по законодательству МГД. - Так было сейчас с законом «Об основах жилищной политики в г. Москве».
Прокуратура сделала замечания по двум статьям, но технического характера. Например, она сочла, что порядок выделения средств на капремонт должен быть прописан в отдельном правовом акте. Но мы сказали, что как-нибудь потом внесем изменения. Подняла прокуратура и вопрос об ответственности правовых лиц за различные злоупотребления. Юрий Семин настаивал на внесении фразы: «Ответственность устанавливается в соответствии с действующим законодательством». Мы посчитали это лишним. Нормы же есть, чего на них ссылаться?»
Вообще в Мосгордуме антикоррупционная экспертиза проводится только по вновь принимаемым законам. Но прокуратура пообещала, что в плановом порядке возьмется и за уже принятые. Суть одного из «технических замечаний» московской прокуратуры, от которого так легко отмахнулись депутаты, разъяснил председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин: «В законе «Об основах жилищной политики» прокуратуре совершенно не понравилась формулировка о том, что выделение средств на капитальный ремонт может производиться товариществом собственников жилья и управляющей организацией. То есть можно выделить средства, а можно и не выделять. Зная московские реалии, нельзя исключать, что положительное решение будет приниматься за взятку или за откат. Или вот еще один коррупциогенный закон. Недавно депутаты приняли поправку в закон «Об особо охраняемых природных территориях». Она фактически разрешает застраивать эти зоны любыми капитальными объектами «в соответствии с градостроительным законодательством - при наличии государственной экологической экспертизы».
А экологическую экспертизу в нашем городе организовать - раз плюнуть... В Думе, конечно, есть правовое управление. Но ему как прикажут, так оно и напишет свое заключение о законе. Там все на цыпочках ходят. Какое правовое управление пойдет против прав 32 депутатов от «Единой России»?
Основную антикоррупционную экспертизу московских законов проводит государственное правовое управление Мосгордумы силами своих сотрудников, их порядка десяти человек. «Там сидят молодые мальчики и девочки, не имеющие опыта. Как они могут грамотно проверить коррупциогенность закона, хоть что-то в нем понять? - удивляется Владимир Жеребенков, председатель президиума Межрегиональной коллегии адвокатов. - Ведь законы специально не конкретизированы, не ясны и не понятны, поэтому их можно как угодно истолковывать и как угодно применять.
Беда в том, что Мосгордума не обращается к ученым и узкоотраслевым специалистам, которые разбираются не только в гражданском, но и в уголовном, в арбитражном судопроизводствах. И пока настоящие профессионалы отстранены от законотворчества, коррупцию не победить».
Московские законопроекты пишутся не депутатами. Их инициируют чиновники городского правительства и составляют под конкретный заказ юристы. Возможность двоякого трактования закона, несостыковки с другими законами - вряд ли это невольные ошибки. «Никто лоббирование у нас не отменял, оно не запрещено, - подчеркивает юрист Мария Емельянова. - У каждого законопроекта есть свой заказчик - тайный или явный. В результате законодательство фактически позволяет чиновнику действовать по собственному усмотрению».
С выявлением всех антикоррупционных лазеек правовое управление МГД явно не справляется. «Не успевает, - считает депутат Госдумы Виктор Илюхин. - Надо увеличивать его численность, наделять более значительными правами, вводить в нем членство депутатов от разных партий. А то - сплошной «одобрямс». Количество депутатов в Городской думе надо тоже увеличить. Хотя бы до 56 вместо нынешних 30 с небольшим человек. Когда на обсуждении будут звучать разные мнения, качество принимаемых законов вырастет».
Пока же из мер по борьбе с коррупцией, предложенных прокурором города, московским депутатам больше всего понравилась такая: повышать их уровень жизни и социальные гарантии - видимо, для того чтобы возникало меньше соблазнов. В остальном существующие антикоррупционные меры они считают вполне достаточными... не спешат их выполнять. Процедуру, выявляющую в правовых актах лазейки для взяточничества и кумовства, федеральный закон установил еще в 2008 году. Но в Москве она заработала в полном объеме лишь два месяца назад. Полностью всю положенную процедуру проверки на коррупциогенность прошли только шесть законопроектов - но и по ним большинство замечаний, включая прокурорские, депутаты предпочли не заметить.