Аргументы Недели → Город М № 2(192) от 21.01.2010

Электрички: частная жизнь

Станут ли пригородные поезда коммерческими?

, 19:31

В конце прошлого года подмосковные власти одновременно с железнодорожниками заговорили о возможности появления частных электричек на подмосковных «стальных магистралях».  Такие поезда давно ездят в Европе. От государственных их отличают более комфортные условия проезда и незначительно повышенная цена билета. Многие российские пассажиры тоже были бы не против подобной альтернативы грязным, холодным вагонам нынешних электричек. Возможно ли это?

Частные электропоезда для Московской области - дело не новое. Например, сейчас частная компания осуществляет перевозки пассажиров на специальных экспрессах от вокзалов в Шереметьево, Домодедово и Внуково. Не связанные с РЖД фирмы владеют несколькими скоростными электричками-«спутниками». А в 2005 г. между Москвой и Зеленоградом ездил обычный электропоезд, принадлежавший коммерческой компании. Он был оснащен кондиционерами и сопровождался охраной. Проезд там стоил ненамного дороже. Однако электричка перестала курсировать довольно быстро.

Как рассказали в префектуре Зеленограда, электропоезд ходил несколько раз в день в часы максимально низкого пассажиропотока. Например, первый состав из Зеленограда в Москву отправлялся в 11.00. И зависел такой график явно не от желания компании-перевозчика, а от руководства РЖД, которое принимало решение о выделении «окон» для движения частного поезда.

Зеленоградский пример - другим наука: очевидно, что на запуск частных поездов в пиковое время (рано утром в Москву и в районе 18-20 часов в область) РЖД не пойдет. Хотя при этом частников в пригородное сообщение  активно зазывают: в 2009 г. убытки РЖД от пригородных перевозок составили 20 млрд. руб., а перспектива заработать на коммерсантах крайне заманчива. Железнодорожная инфраструктура целиком находится в руках РЖД. Сдача депо в аренду, оказание ремонтных услуг частным компаниям могут принести РЖД немалые деньги. Но вместе с тем РЖД выставляет для потенциальных партнеров такие условия, которые полностью лишают пригородный бизнес смысла.

Сегодня пригородные перевозки в Подмосковье на четырех направлениях  осуществляет дочернее предприятие ОАО «РЖД» - ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». По словам Руслана Лесневского, начальника отдела пассажирских перевозок, появление у РЖД конкурентов-частников - дело нужное. Но такое спокойствие можно объяснить не столько стремлением развивать конкурентную среду, сколько уверенностью, что монополия РЖД в любом случае останется незыблемой.

Так, по словам Лесневского, железнодорожники, боясь увеличения числа безбилетников, не пользуются в полной мере возможностью повышения цен на проездные документы. Рост цены регулирует Правительство Московской области. Каждый год оно устанавливает предельный порог увеличения тарифов. Например, в конце 2009 г. правительство области разрешило Центральной пассажирской пригородной компании устанавливать двукратную разницу между ценой билета на обычный поезд и на пригородные экспрессы («спутники»). В реальности цена билета на обычную электричку, например, до Воскресенска и идущий в том же направлении экспресс отличается примерно на 30%. Но такой сценарий возможен лишь потому, что РЖД покрывает убытки от пригородных перевозок доходами за счет перемещения грузов. У частников таких «запасных карманов» нет. Им, чтобы выжить, придется увеличивать стоимость проезда в пределах разрешенного максимума. А, значит, лишаться пассажиров в пользу того же РЖД!

Выходом из этого положения могло бы  стать субсидирование пригородных перевозок из региональных бюджетов, как делается во всем мире. Но об этом сейчас не идет и речи. Привлечение частников в пригородные перевозки так и останется по большей части декларацией. Об электричках с кондиционерами и невысокой ценой билета  нам останется только мечтать.

Единственный сегмент, где сегодня могли бы найти себя частники, - это  перевозки в электропоездах повышенной комфортности на направлениях, где гарантирована платежеспособность пассажиров. Подобный поезд сегодня курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Цена проезда в такой «электричке» составляет около тысячи рублей, что выше стоимости плацкартного билета. Но поезд между тем востребован - в первую очередь из-за большой вместимости и, как следствие, возможности приобрести билет до последнего момента.

К сожалению, этот пример пока остается единственным. Хотя такие поезда, пущенные по Подмосковью или даже в пределах столицы, могли бы стать прекрасной альтернативой для изнывающего в автомобильных пробках «среднего класса». Затраты на билеты  в такие электрички для них будут сравнимы с тратами на бензин. Чем не способ разгрузить столичные дороги?

Европейский аргумент

В Германии частные электрички в 2009 г. осущест-вляли 18,4% всех пригородных перевозок. При этом там существует отлаженный механизм взаимодействия государственных и частных структур. Региональные правительства выставляют пригородные направления на конкурсы. Государственная железнодорожная компания Deutsche Bahn участвует в этих конкурсах на тех же условиях, что и частники. Компания, предложившая наилучшие условия, и обслуживает данное направление. Кроме того, государство регулярно компенсирует всем пригородным перевозчикам возникающие убытки.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram