Аргументы Недели → Город М № 2(192) от 21.01.2010

Дороги, которые мы разделили

, 19:05

Москва и Подмосковье давным-давно превратились в единый дорожный узел. Логично предположить, что транспортные проблемы обоих регионов областное и столичное правительства должны решать сообща. Но так ли это на практике?

Богатые и бедные

Помимо Правительства Московской области, на балансе которого находится 90% подмосковной дорожной сети, у областных дорог есть еще два хозяина. 10 идущих от столицы трасс общероссийского значения контролируются федеральным Министерством транспорта. Ряд дорог принадлежит Москве. Их обслуживает подведомственное столичному Департаменту ЖКХ Государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Кольцевые магистрали».

Как рассказала сотрудник ГБУ Ольга Масюкевич, столица отвечает за участки магистралей, прилегающие к МКАД (протяженностью около 3 км), дороги, ведущие к аэропортам Шереметьево, Домодедово и Внуково. Кроме того, Москве принадлежат и некоторые внутриобластные трассы, которые были переданы в ведение столицы еще в советские времена. К ним относится, например, Липкинское шоссе, проходящее по территории Мытищинского района. Оно связывает между собой Алтуфьевское и Осташковское шоссе.

Из-за такого разделения содержание и строительство дорог на территории Подмосковья обеспечиваются тремя параллельными и никак не согласующимися между собой финансовыми потоками. При этом область существенно отстает как от федералов, так и от столицы. Например, дорогу до Домодедово, которая находится в ведении Москвы, не так давно существенно расширили и отремонтировали. Но стоит свернуть в сторону, как тут же начинаются ухабы и ямы. Что немудрено: последний существенный транш на ремонт и обслуживание дорог правительство области перечислило еще в 2008 году.

Подмосковная нищета сводит на нет все усилия столичных властей по реконструкции и строительству «своих» дорог - как на территории города, так и в области. Широкие бессветофорные новые дороги, едва выйдя за МКАД, резко сужаются. Кое-где восемь «московских» полос превращаются в две. Понятно, что это только усиливает пробки. Однако договариваться и решать проблемы совместно ни Москва, ни область не спешат.

- Из-за такой политики превращается в абсурд знаменитая Большая Ленинградка, - приводит пример Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - Восьмиполосная трасса, выйдя из Москвы, упрется в Химки, где дороги очень узкие. Пробки не исчезнут. Они вырастут!

Сами себе хозяева

Подмосковные власти, вместо того чтобы решать проблему, усугубляют ее. Примером тому - строительство многочисленных торговых центров вплотную к магистралям. В том числе вплотную к МКАД и тем трассам, что находятся в ведении столицы.

Как рассказала Марина Коротаева, главный инженер Регионального дорожного управления №8 Государственного учреждения «Мосавтодор», у Правительства Москвы никак не получается оформить в собственность землю, по которой проходят подведомственные столице дороги. Полосы отвода вдоль трасс формально принадлежат Подмосковью, и препятствовать строительству вдоль этих трасс московские власти не могут.

- В результате такой политики страдают все, - комментирует Александр Кулаков, начальник отдела организации дорожного движения Центра исследований транспортной инфраструктуры. - Например, одно, на мой взгляд, из наименее рациональных сооружений в области - торговый комплекс «МЕГА - «Теплый стан». Когда его только строили, уже было очевидно, что поток посетителей будет в разы выше, чем пропускная способность подъездных путей как со стороны Москвы, так и области. В итоге область имеет огромную прибыль. Зато каждый выходной в радиусе едва ли не 10 км около «МЕГИ» наступает транспортный коллапс. Нужны ли доходы такой ценой?..

По словам Михаила Блинкина, с точки зрения распределения и интенсивности транспортных потоков, Москвой можно считать не землю внутри МКАД, а как минимум территорию в пределах Малого Московского кольца (первой «бетонки»), которое расположено на расстоянии примерно 40 км от Кольцевой автодороги. В этом радиусе нужна единая транспортная инфраструктура, у которой должен быть один хозяин. И пусть этот хозяин решает все вопросы - от строительства новых трасс до установки дорожных знаков. Только в этом случае тяжелую дорожную ситуацию удастся хоть как-то разрулить.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram