Россия сейчас стоит перед выбором. Речь идёт не о прошедших выборах в Государственную думу и не о предстоящих выборах президента Российской Федерации. Россия стоит перед выбором нового вектора развития. Ресурс, который был в 2000-х годах, уже выработан, и сейчас России необходимо коренное обновление курса – не только политического или экономического, а во всех смыслах этого слова.
Мне бы хотелось в этой статье поговорить о восточном направлении нашей политики. Дело в том, что на протяжении последних даже не десятилетий, а веков Россия с завидной постоянностью стремилась к развитию и укреплению отношений с Европой. Недавно я перечитал статьи Александра Михайловича Горчакова, министра иностранных дел России в XIX веке. Проблемы наших отношений с Европой и тогда, и сейчас, по сути, одни и те же: нас не допускают к более тесному взаимодействию в экономике, с огромным недоверием относятся к нашей внешней политике, считают нас милитаризованной и агрессивной страной и т.д. Постоянные недоверие, подозрительность, боязнь возрастающей мощи России, а отсюда постоянное желание придержать нас, укротить, а если удастся, и разукрупнить. Классический пример такой политики – Крымская война, навязанная нам Францией и Англией в XIX веке.
Вот последний пример: мы 18 лет стучимся в ВТО, за эти годы какие только условия не выдвигались России. При этом никакой другой стране такие требования не предъявлялись. Самое главное – это им надо, а не нам (это моя точка зрения). Ведь экспорт нашего сырья не подпадает под квотирование, а вот импорт готовых изделий – квотируется, и именно этим нас будут ограничивать.
Заверения сторонников вступления зиждутся на главном мотиве: вот вступим в ВТО, она поможет разрулить наши проблемы. Знакомый мотив. В 90-е гг. тоже считали – придёт «рынок» и всё разрулит. Результат известен – по физическому объёму ВВП мы так и не достигли уровня 1990 года. Другой пример – Украина вступила в ВТО и только усугубила внутриэкономическую ситуацию. Дело дошло до того, что она вынуждена импортировать свой «национальный» продукт – сало. Полагаю, России надо ещё лет 10–15 подождать со вступлением в ВТО, а за это время подготовить страну и экономику.
Союзники или попутчики?
Сейчас России нужна новая парадигма отношений с зарубежьем. Она должна развернуться на Восток. Преимущество восточного направления внешнеэкономической политики России видится в следующем. Если прагматичный Запад парадоксальным образом иррационален по отношению к России, то от Китая, пронизанного духом конфуцианской цивилизации, следует ожидать большей рациональности. То есть Россия интересует Китай лишь в той степени, в какой она будет полезна Поднебесной. В таком подходе есть большие перспективы для нашей страны: в случае создания благоприятных условий китайский бизнес придёт к нам. Но есть и угроза: наши интересы китайская сторона будет учитывать лишь в случае их совпадения с собственными. Неслучайно, ещё в древности китайцы утверждали: «У нас не может быть внешних союзников – у нас могут быть попутчики».
Я не говорю, что надо бросить западное направление – это большой пласт нашей жизни, это традиционные связи, которые веками нарабатывались. Но посмотрите на наш герб – у нас даже орёл двуглавый, который смотрит и на Запад, и на Восток. Наши интересы на Востоке нисколько не меньше, чем интересы на Западе. Ведь 65% нашей территории находится в Азии. К тому же Сибирь и Дальний Восток уже сейчас дают 52% в доходную часть бюджета России, при этом здесь проживают менее 29 млн. человек из 142 млн. населения.
Если же смотреть с точки зрения перспективы, то лет через двадцать экономический и политический центр, вероятнее всего, будет как раз на Востоке, а не на Западе. Надо реально оценивать геополитические изменения в мире, вес и роль азиатских стран в мировых экономике и политике. Ничего нет вечного в этом мире. Поэтому, я считаю, России надо уже сейчас произвести серьёзную переоценку своей политики на Востоке, сделать её сбалансированной и осмысленной.
Инновационная страна
В первую очередь это касается, конечно, Китая, с которым Россия имеет общие границы протяжённостью около 5 тыс. км. Китай вставал на путь рыночных преобразований, практически не имея собственного современного производства, с огромным отрицательным сальдо торгового баланса. За прошедшие тридцать лет он увеличил свой ВВП почти в тридцать раз! Среднегодовые темпы роста китайской экономики в течение 1980–2010 гг. составляли 9,7%. Его ВВП уже преодолел рубеж в 10 трлн. долларов. Оборот внешней торговли Китая за этот же период увеличился почти в 135 раз. Начиная с 2002 по 2008 г. темпы прироста внешнеторговых операций Китая составляли свыше 20% ежегодно.
Даже во время кризиса Китай сумел продемонстрировать «чудеса» выживаемости. В 2009 г., когда весь мир впал в рецессию, прирост ВВП Китая составил 9,2%. В 2010 г. был ещё выше – 10,3%. В России в 2009 г. наблюдалось падение на 7,2%.
Сегодня Китай – это экономическая держава номер два в мире. Уже сейчас по многим физическим показателям развития экономики Китай вышел на 1-е место в мире (сборка автомобилей и телевизоров, добыча угля, выплавка стали и т.д.), а руководство КНР заявило, что к 2020 г. Китай станет инновационной страной. Его роль в мировой экономике сегодня понимают все страны. Неслучайно в течение первого десятилетия XXI века на долю Китая ежегодно приходилось в среднем 6–8% мирового притока иностранного капитала, что превышало показатели большинства европейских стран. К концу десятилетия 490 из 500 крупнейших ТНК мира осуществили инвестиции в Китае1. По данным Министерства коммерции КНР, только с января по апрель 2011 г. китайские компании освоили 38,8 млрд. долл. иностранных инвестиций (не спекулятивных)2.
Аргументы цифр
Первая десятка стран по объёму ВВП
СТРАНА
ВВП
(по паритету покупательной способности), млрд. долл.
1990 Г.
2010 Г.
США
5,8
14,6
Китай
0,9
10,1
Япония
2,3
4,3
Индия
0,8
4,2
Германия
1,5
3,1
Россия
2,7 (СССР)
2,8
Великобритания
0,9
2,2
Франция
1,0
2,2
Бразилия
0,8
2,2
Италия
0,9
1,9
Источник: Данные Мирового банка
Стать державой номер один в мире
В декларируемых планах Китая в течение 20 лет стать державой номер один в мире. К этому есть все предпосылки. С 2005 г. Китай является мировым лидером по величине золотовалютных резервов (ЗВР). В годы кризиса он не только сохранил своё первенство, но и сумел использовать сложившуюся ситуацию для укрепления своего положения: сокращал долларовую долю в резервах, увеличивал объёмы покупки государственных долгов США и активно скупал золото. В итоге менее чем за два года его ЗВР увеличились почти на треть и составили в середине 2011 г. 3 трлн. долларов3. Это в три раза больше, чем у Японии, находящейся на втором месте в рейтинге. И в шесть раз больше, чем у России, занимающей третье место. Внешний долг Китая почти в десять раз меньше его ЗВР. Тогда как в Великобритании он превышает ЗВР в 138 раз, в США – в 100 раз, во Франции – в 60 раз. В России это соотношение составляет 1,164.
В последнее время в мире всё настойчивее стали звучать предложения о необходимости возврата к международным расчётам в золоте. В ответ на эти инициативы Китай в сентябре 2011 г. объявил о решении чеканить золотой юань. Более того, глава Народного банка КНР заявил, что юань в 2020 г. заменит доллар в качестве мировой валюты5.
Парадоксально, у нас «западники» во внешнеполитических и экономических отношениях превалируют. Почему-то считается, что отношения с маленьким Израилем чуть ли не важнее, чем отношения с Китаем. Кто для нас Израиль? 7 миллионов населения и не такая большая экономика. Но посмотрите наши газеты, почитайте – четверть материалов об Израиле. Неужели геополитические интересы России там? Да нет, они скорее здесь, в Азии. И, я думаю, необходимо их глобально переосмыслить и быть готовым к новым вызовам.
Без хозяев и подчинённых
Успешно развиваясь сам, Китай очень внимательно следит за развитием своих соседей. Там проводятся серьёзные научные исследования по вопросам экономического развития России и её отдельных регионов, особенно восточных. Они толково подходят к развитию экономических отношений с нами, с выгодой для себя. Но не для нас. Фактически если мы 20 лет назад торговали с Китаем в основном высокотехнологичными товарами, то сейчас превратились в поставщика сырья. Это же не нормально. Торговля сырьём слишком проста и малоэффективна. Нужна сбалансированная торговля, мы не должны скатиться на позицию поставщика сырья. Это неизбежно приведёт к отношениям «хозяин-подчинённый»: диктует тот, кто занимает более выгодное положение. Вот последний пример: мы планируем протянуть трубу до Китая, а приемлемую цену на газ так и не можем согласовать. По инерции нас ещё уважают как бывшую великую державу, но новое поколение Китая, которое приходит к управлению, смотрит на Россию как на страну холодную, далёкую, у которой можно брать только сырьё.
Да, сырьё пока нужно использовать как важнейший компонент торговли, но с каждым годом надо углублять его переработку и продавать на более выгодных условиях. Например, по лесу: от торговли брёвнами переходить к торговле доской и брусом, от бруса к паркету и т.д. По нефти и газу абсолютно то же самое. Не надо повторять ошибок, которые мы имеем в торговле с Европой. Надо сразу вовлекать Китай в процесс углублённой переработки сырья у нас, привлекая его инвестиции и ускоряя модернизацию собственной экономики.
Следующий важнейший вопрос в наших отношениях – это привлечение китайского капитала. У нас действует негласная установка – ориентация на отечественный капитал. Хорошая установка. Но что на практике? Так называемые новые русские, в массе своей получившие за копейки собственность, стремятся по максимуму из неё выжать, доводя износ оборудования до 70–100%, а всю прибыль по разным схемам выкачивают за рубеж. Зачем нам такие капиталисты? Мы считаем, целесообразно продать часть предприятий зарубежным инвесторам, в том числе и из Китая, на условиях их полной модернизации. Вот пример. В Чехии в процессе приватизации комбината «Шкода» не стали его отдавать за бесценок кому-либо «своему». Это был бы тупик. Они продали комбинат концерну Volkswagen за символическую крону с условием глубокой модернизации и расширения производства. Всё получилось. Хороший пример нашим приватизаторам.
Совместные планы развития и взаимодействия
В мире Китай уже давно заслужил репутацию одного из крупнейших экспортёров капитала. В настоящее время он находится на шестом месте в рейтинге стран – мировых инвесторов, оставив позади Великобританию и Канаду. У него на сегодняшний день сформирован один из крупнейших инвестиционных фондов в мире – China Investment Corp. с капиталом 200 млрд. долларов. Поэтому необходимо предоставить Китаю (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) возможность участвовать на льготных условиях в наших инфраструктурных проектах (строительство дорог, портов и т.д.), в строительстве жилья, в обустройстве социальной сферы.
Кроме того, необходимо учитывать огромный китайский рынок, который превосходит европейский. Мы можем органично завязать свою экономику на ускоренном росте внутреннего рынка Китая. В качестве специализации целесообразно выбрать технологии, которые выгоднее производить в России, учитывая её ресурсы и численность населения, развивая энергоёмкие и металлоёмкие производства (продукты переработки нефти, газа, металлов и т.д.). Например, делать тяжёлую технику из металла (цистерны, вагоны, трубы), транспортную технику (автомобили, локомотивы, тракторы, морские суда и платформы, самолёты), продукты из нефти и газа и т.д. Отрасли же, требующие высокой трудоёмкости, оставить за Китаем и другими густонаселёнными странами.
По нашему мнению, надо просто прекратить практику строительства сырьевых трубопроводов. Всё первичное сырьё должно перерабатываться на заводах внутри России и продаваться уже по более высокой цене.
Надо отметить, что Китай, как когда-то Советский Союз, использует в своём развитии краткосрочные и долгосрочные планы. И мы сегодня «переболев» стихийным развитием рынка, понимаем, что это совсем не плохо. Нам надо совместно строить свои многолетние планы развития и взаимодействия. Можно, как я отмечал выше, договариваться о разделении труда, тогда торговля будет сбалансированная и взаимовыгодная. Вместо нефти и газа мы могли бы поставлять переработанные продукты, химические изделия, те же пластмассовые трубы, продажа которых в 10–12 раз выгоднее, чем поставки газа.
Взаимодействовать с Китаем надо не на основе соперничества, а на основе сотрудничества, развивая с ним нормальные отношения, на базе кооперации. Я бы за образец наших отношений с Китаем взял отношения Канады и США. Отличный пример! Сотрудничество должно быть выгодно обеим странам. Почему мы боимся продать акции наших устаревших предприятий китайским компаниям? Почему стремимся привести, например, американскую компанию, а китайскую – боимся? Конечно, если Китай приходит, надо оговаривать свои условия. Но Китай-то приходит с инвестициями, и эти инвестиции надо направить именно туда, куда выгодно нам.
Интеллект – самый экологически чистый продукт
Мы могли бы быть взаимно полезны не только в производственной сфере, но и в сфере услуг, в частности – в сфере образования. Например, в США экспорт образовательных услуг является третьей или четвёртой статьёй по величине экспортной выручки (сотни миллиардов долларов в год). Они зарабатывают огромные деньги на самом экологически чистом продукте – интеллекте. Своя профессура работает, к ней приезжают иностранные студенты, которые платят за учёбу, жильё, еду и т.д. При этом государство способствует тому, чтобы самые талантливые из них могли остаться в стране и работать на экономику США.
Мы, несмотря на развёрнутую в последние годы внутри России кампанию по дискредитации отечественного образования, очень неплохо готовим специалистов. Суть в деньгах. Россия финансирует своё образование (на одного учащегося) на уровне Монголии. Поэтому все претензии надо предъявлять к Минфину, а не к российскому образованию. Слава богу, оно ещё держится на старых заделах и старых кадрах.
А Поднебесная превратилась сегодня в крупнейший в мире источник выпускников школ. Её доля составляет 15%6. Поэтому России необходимо заключить межправительственное соглашение с Китаем по подготовке кадров разных уровней, а также поощрять индивидуальный въезд в Россию на обучение. Но опять же всё упирается в нас. Начинать нужно с самих себя. Надо быть инициативными, искать новые формы, а главное – изменить внутренние нормы пребывания иностранцев в России (построить комфортные общежития вместо казармоподобных, предоставить свободу передвижения и возможность быстрого оформления виз, право приглашать родственников, обеспечить безопасность пребывания в стране и т. д.).
Огромный плюс обучения иностранцев заключается ещё и в том, что мы открываем им страну, формируем наших сторонников.
Демография и китайская рабочая сила
Важнейшим направлением нашего сотрудничества с Китаем я считаю привлечение китайцев на работу в Россию. Не надо пугаться такой постановки вопроса. России, чтобы осуществить прорыв и увеличить темпы развития, просто необходимо привлечение иностранных рабочих. Демографическая ситуация в России настолько сложна и плоха, что мы не обойдёмся без иностранцев. Начинать надо с выработки чёткой и осмысленной политики привлечения китайской рабочей силы: сколько привлекать, в какие сферы, на каких условиях, как решать бытовые проблемы и т. д.
Россия вполне может привлечь 20–30 млн. иностранцев, а то и больше (не только китайцев, но и индийцев, вьетнамцев, корейцев и т.д.). При этом следует учитывать мировой опыт: не размещать их вдоль границ, не допускать больших компактных поселений лиц одной национальности и т.д. Надо иметь цивилизованные и хорошо проработанные законы об иностранной рабочей силе и об условиях перехода в российское гражданство. Кстати, за рубежом широко распространена практика предоставления гражданства иностранцам в случае инвестирования ими определённых сумм (например, 300 тыс. долл.) в экономику принимающей страны, а также лицам, имеющим высшую профессиональную квалификацию. Вспомним Рим: там гражданство предоставляли иностранцам, имеющим профессию поэта, музыканта, скульптора, актёра, врача и т.п.
Вернёмся к Китаю. Надо разрешить китайским корпорациям вкладывать свои средства в Россию, завозить и рабочую силу (квалифицированную). Если иностранные рабочие будут оформлены на тех же условиях, что и российские, то их ежемесячные налоговые выплаты позволят России значительно пополнить свои социальные фонды. Иммигрант отчисляет налоги в пенсионные фонды, на развитие местной территории (школы, ясли, здравоохранение и т.д.). Он уехал, а налоги остались в России.
Деятельность миграционной службы должна быть нацелена не на контроль за иммигрантами, а на цивилизованное приглашение и оформление их на работу, мониторинг своевременности выплаты всех налогов. При этом у сотрудников миграционных служб следовало бы снять погоны (уже половина госслужащих ходит в погонах) и отобрать автоматы.
Завершая статью, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что с Китаем надо существенно менять отношения. От хаотичных, сумбурных наших движений – «приехали-договорились, уехали-забыли» – к всеобъемлющему и взаимовыгодному сотрудничеству. В Азии ещё готовы и хотят принять нас на равных.
1
Любомудров А.В. Роль Китая в процессах глобализации мировой экономики: Автореф. дис…. канд. экон. наук: 08.00.14 / А.В. Любомудров. –
М., 2011. С. 18.2 http://www.chinapro.ru/rubrics/1/6256/
3 Китайцы съедают доллар. // Аргументы и факты, №31, 2011. С. 9.
4 http://www.newsru.com/finance/01mar2010/zvr.html
5 Китайцы съедают доллар. // Аргументы и факты, №31, 2011. С. 9.
6 http://vz.ru/economy/2011/7/1/503991.html