В этом году резко активизировалась резидентура в посольстве США в Москве. Работники «станции» (так на профессиональном сленге называют шпионов, действующих под дипломатическим прикрытием) идут на всяческие ухищрения. Некоторые из них можно было увидеть на кадрах оперативной съёмки, недавно показанной на телеканале НТВ.
Рассказать о спектаклях с переодеванием обозреватель «АН» попросил ветеранов российских спецслужб: опытного контрразведчика Олега Самойловича ПОПОВА и бывшего резидента Яна Сигизмундовича БАРАНОВСКОГО.
Шпионское кино
Эти кадры мы смотрим в рабочем кабинете полковника Попова. Они не самые свежие. Оперативная съёмка датирована февралём 2015 года.
…Холодная московская зима. На экране внешне ничем не примечательный мужчина в шапке-ушанке, очках и с грудным ребёнком на руках.
– Наши контрразведчики сразу опознали в новоявленном отце секретаря посольства США в Москве, а на деле – оперативного сотрудника резидентуры ЦРУ Джона Граноса, – комментирует кино про шпионов Олег Самойлович. – Больше часа он прогуливался с грудничком на лютом морозе и злом ветре.
– Не жалел родное дитя? – удивился обозреватель «АН».
Попов усмехнулся:
– У Граноса действительно есть ребёнок. Только ему уже больше двух лет, и за грудничка его никак не выдашь.
– Морозил чужого младенца?! – ужаснулся полковник Барановский.
Олег Самойлович неопределённо пожал плечами:
– Скорее всего, это была большая кукла. Она помогала американскому шпиону играть роль молодого отца, гуляющего с младенцем на руках. А вот и другой шпионский спектакль.
…На кадрах оперативной съёмки уже две женщины. Они заходят в московскую кофейню. Попов говорит, что одну из них зовут Лаура Карлсон. Она жена сотрудника ЦРУ, работающего в России под дипломатической «крышей». Другая загримирована под её подругу Дженис – тоже супругу спецагента американской разведки. На видеозаписи видно, что одна из дам заходит в уборную с большой сумкой, а спустя некоторое время из кабинки выходит уже рыжеволосый мужчина – сотрудник разведки США Тимоти Финнеган. Потом туда заходит Лаура Карлсон и забирает сумку с женскими вещами.
Маски-шоу с переменой лиц
Досмотрев до конца шпионское кино, Ян Сигизмундович Барановский сказал:
– Эх, молодёжь! Дилетанты. Я такие трюки проворачивал ещё лет тридцать назад. У нас с женой на квартире в столице одной из ближневосточных стран был всегда наготове мой пластмассовый двойник. Когда я хотел через подземную парковку в доме уехать на задание, мы усаживали манекен за стол, придвигали его поближе к окну, и жена часами «играла» с ним в шахматы. Успокоенные шпики из местной контрразведки не дёргались в поисках русского резидента, давая мне возможность работать.
– А какие ещё приёмы с переодеванием и тайным маскарадом вы использовали? – спросил обозреватель «АН».
– Обо всех не могу рассказать даже сейчас. Подписка о неразглашении действует до сих пор. Но вот о трюке, позаимствованном из зарубежного опыта, пожалуй, уже можно. Смотрели фильмы про Фантомаса?
– Конечно. В школе даже с уроков с друзьями в кино про Фантомаса сбегали, – вспомнил далёкое детство журналист.
Барановский укоризненно покачал головой:
– Нехорошо прогуливать уроки. А мы с женой использовали маски из латекса, подсмотренные у Фантомаса, в оперативных целях.
– Это как? – спросил полковник Попов.
И Ян Сигизмундович начал рассказывать. Оказывается, чтобы запутать чужую наружку, разведчики нередко менялись на время автомобилями, одеждой и… даже лицами. Для этой цели в одном из секретных НИИ, подчинённом Лубянке, изготовили маски из тонкого натурального латекса на некоторых работников нашей резидентуры. Лучше всего получалось перевоплощаться в образ коллеги у молодых тогда Яна и его друга Сергея. Оба были примерно одного роста, худощавые.
– Правда, Серёга тогда брился наголо, а у меня был небольшой ёжик на голове и маленькие усики, – вспоминал Ян Сигизмундович. – Но с помощью маски с наклеенными усами и парика он за несколько секунд превращался в советского пресс-атташе Барановского, а я в Сергея-Фантомаса. Приятно вспомнить, как тогда водили за нос местную контрразведку.
Полковник в отставке Ян Сигизмундович Барановский в конце своего рассказа заметил, что спецмаскарад наши разведчики применяли только в случае крайней необходимости. Трюк с переодеванием или манекеном должен быть полной неожиданностью для наружки. Чаще всего в оперативной работе используются приёмы обычной маскировки. Ведь главное для разведчика – не выделяться. Быть, как все, уметь быстро приспосабливаться к окружающей обстановке. Агент сродни хамелеону. В мире шпионажа выживает тот, кто не бросается в глаза.
Старый багаж ЦРУ
Впрочем, спектакли с переодеванием использовали почти все спецслужбы. Но особенно тайные маскарады любила и любит американская разведка. Например, бывший начальник 1-го отдела Второго Главного управления КГБ СССР генерал-майор Рэм Красильников в своей книге рассказывает об этом так.
К началу перестройки, в 1985 году, в СССР специально для разведывательных нужд из США доставили в московское посольство несколько автомашин с затемнёнными стёклами. И кроме того – манекены, имитировавшие сотрудников посольства, и даже маски для лиц – наподобие тех, какими пользовался Фантомас в знаменитом французском фильме. Американские разведчики рассчитывали с их помощью, как говорится, водить за нос нашу службу наружного наблюдения. И с этой целью применялись самые различные камуфляжи.
Например, манекен разведчика-агентуриста, который намечал провести встречу с московским агентом, демонстративно вывозили в противоположном направлении в обычной машине. Сам же агентурист в автомобиле с затемнёнными стёклами уезжал совсем в другую сторону. С этой же целью – чтобы отвлечь внимание контрразведки – использовались и маски.
Так, бывший «второй секретарь» посольства маскировал свою внешность с помощью парика и накладных усов. Его коллега, работавший в такой же должности, любил наряжаться под рабочего и носил тёмные очки. А один из «атташе» посольства даже переодевался в женское платье – в таком наряде он проводил шпионские операции.
Трюк же с манекеном в главной роли действовал по такой схеме. Выйдя из здания посольства, сотрудник резидентуры садился в машину вместе со своей женой. Жена – за рулём, разведчик – рядом. Под ним – небольшая коробка. Как только машина попадала в «мёртвую зону» – резко сворачивала в ближайшую боковую улицу, чтобы на несколько секунд выпасть из поля зрения наружки, – американец выпрыгивал из машины и исчезал в первом же попавшемся подъезде. Женщина тут же нажимала кнопку, из коробки в одно мгновение выпрыгивал манекен, силуэт которого имел абсолютное сходство с покинувшим авто разведчиком. Резиновая кукла, заполненная сжатым воздухом, выглядела вполне правдоподобно. Сидящая за рулём женщина, чтобы окончательно ввести в заблуждение следующих за ней оперативников, начинала имитировать беседу, поворачивая голову куклы с помощью незамысловатого устройства.
А вот к каким хитростям прибегала кадровая сотрудница ЦРУ Марта Петерсон, действовавшая под прикрытием вице-консула посольства США в Москве. Вечером она отправилась закладывать тайник, предназначавшийся для агента Тригон (Александр Огородник, личный референт министра иностранных дел СССР, известный по фильму «ТАСС уполномочен заявить» под псевдонимом Трианон).
…Марта вначале пошла в кинотеатр. Шпионка в белом уселась в кресло у запасного выхода и минут десять делала вид, что следит за происходящим на экране. Убедившись, что вокруг всё спокойно, Петерсон поверх платья натянула чёрные брюки и такого же цвета пиджак, наглухо застегнулась и распустила собранные в пучок волосы.
За пару минут «женщина в белом» стала «дамой в чёрном». После тщательной проверки шпионка поймала такси и приехала к Краснолужскому мосту. Но маскарад ей не помог. За ней продолжали следить.
Шпионку взяли с поличным. А именно – в момент закладки Петерсон «булыжника» в тайник.
После обсуждения оперативной съёмки и воспоминаний, уже прощаясь, полковник Попов едко высказался по поводу любви американских шпионов к спектаклям с переодеванием:
– Ждём от работников «станции» чего-то нового. Скажем, почему бы не вымазать спецагента – афроамериканца русской сметаной и не выдать его за белого пресс-атташе. Впрочем, в последнее время в посольство США завезли крупную партию чёрного гуталина. Так что возможны варианты.
Мнение эксперта
Известный историк российских спецслужб Валерий Малёваный говорит:
- Шпион пытался, уходя на свидания, менять свою внешность. Конечно, это в спецслужбах обязательный приём. Всех офицеров спецслужб учат этому. То есть агент обязательно должен знать грим, обязательно должен знать подходы, обязательно должен знать, как отслеживать тех, кто за ним идёт.
– Зачем мужику переодеваться в женское платье? – спрашивает своих собеседников обозреватель «АН». – Он же не Керенский, который по легенде бежал из Зимнего дворца в костюме медсестры.
Полковник Попов терпеливо объясняет, что представление с гримом и перевоплощением иностранцы разыграли в надежде на то, что сотрудник ЦРУ Тимоти Финнеган уйдёт из-под контроля российских спецслужб. Ему в тот день предстояла встреча с важным информатором. Чтобы его не засветить, и понадобился этот спектакль с переодеванием в кабинке туалета.
Впрочем, конспирация не помогла. О каждом шаге Финнегана было известно российской контрразведке, как только он сошёл с трапа самолёта в Москве.
– Работников московской «станции» ЦРУ засветили наши «кроты» в Лэнгли? – высказал предположение журналист.
Вместо ответа контрразведчик лишь загадочно улыбнулся.