Аргументы Недели → Шпионаж 13+

Как складывались судьбы жён российских разведчиков

, 14:04

Настоящие имена и фамилии разведчиков-нелегалов чаще всего навсегда остаются известны лишь очень узкому кругу лиц. Их личная жизнь тоже покрыта завесой тайны. Даже сведения о жёнах и детях находятся под грифом «Секретно». И лишь в редких случаях руководство разведки разрешает санкционированные «утечки в прессу».

 У нашего легендарного разведчика Рихарда Зорге было мнение, что «Женщины абсолютно не приспособлены для ведения разведывательной работы. Они слабо разбираются в вопросах высокой политики или военных делах. Даже если вы привлечёте их для шпионажа за собственными мужьями, у них не будет реального представления, о чём говорят их мужья. Они слишком эмоциональны, сентиментальны и нереалистичны».

В ответ на это можно привести кусок из книги воспоминаний замечательной советской разведчицы-нелегала, более 20 лет проработавшей в особых условиях за границей, Галины Ивановны Фёдоровой: «Некоторые полагают, что разведка – не самая подходящая деятельность для женщины. В противоположность сильному полу она более чувствительна, хрупка, легкоранима, теснее привязана к семье, домашнему очагу, сильнее предрасположена к ностальгии. Самой природой ей предназначено быть матерью, поэтому отсутствие детей или длительная разлука с ними переживаются ей особенно тяжело. Всё это так, но те же маленькие слабости женщины дают ей мощные рычаги воздействия в сфере человеческих взаимоотношений».

Рихард Зорге сильно ошибался, недооценивая роль женщин в разведке. Это стало одной из причин его провала. По-иному сложилась судьба семейной пары разведчиков-нелегалов Фёдоровых. Их агентурные псевдонимы – Жанна и Сэп. Для окружающих были преуспевающими бизнесменами, даже миллионерами. Несколько десятилетий Михаил Владимирович и Галина Ивановна снабжали Центр очень важной информацией о деятельности НАТО. Вот сухие лаконичные строчки из их отчёта: «За время нашего пребывания в зарубежной командировке было проведено не менее 300 конспиративных встреч, состоялось около 200 радиосеансов с Москвой, по другим каналам мы переправили в Центр примерно 400 важных секретных материалов».

После возвращения на родину они до самой смерти проживали в скромной двухкомнатной квартирке и довольствовались не менее скромной, хотя и достойной пенсией.

О других легендарных жёнах читайте в свежем номере "Аргументов недели".

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram