Аргументы Недели → Шпионаж № 17(711) от 7.09.20 13+

Тайный фронт шифровальщиков

Как криптографы помогли победить врага

, 20:23 ,

Сражения Великой Отечественной войны выигрывались не только воинами на поле боя, но и людьми, о которых мы и сегодня очень мало знаем. Но благодаря разведчикам-криптографам были сохранены сотни тысяч жизней наших солдат.

О вкладе в Победу советских шифровальщиков, криптографов, других защитников секретной информации обозреватель «АН» попросил рассказать бывшего сотрудника военной контрразведки, а ныне историка спецслужб подполковника в отставке Павла Степановича СМИРНОВА.

Война длилась бы на два года дольше

Если бы не нынешний режим самоизоляции, мы бы обязательно встретились с Павлом Степановичем 5 мая в Музее Вооружённых сил. После небольшой экскурсии зашли бы в ближайшее кафе и приняли по традиции пять капель за двойной праздник: советский День печати и секретный День шифровальщика.

– В мае поводы всегда есть, – сказал по телефону подполковник Смирнов. – Кроме 5-го числа жена разрешала поднять чарку и 7-го – на День радио, три рюмки на святой праздник – День Победы. Но уже два года, как нет моей разлюбезной Любушки. И у меня здоровье пошаливает. Так что, как пел Владимир Высоцкий, «нет, ребята-демократы, только чай!».

– Из-за коронавируса и его будем пить на большом расстоянии друг от друга, – горько заметил ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Поэтому вместо пряника к чаю расскажите, пожалуйста, в рамках дозволенного о службе криптографии и шифрования.

Почему, как и с Днём печати, у шифровальщиков тоже возникла путаница с праздниками? Одни отмечают 5 мая, а другие– 13 ноября.

Павел Степанович задумался:

– Официальной считается дата 5 мая. Именно в этот день в 1921 году была создана в нашей стране государственная служба криптографии и шифрования. Но ещё раньше, 13 ноября 1918 года, в составе организационного управления всероссийского Главного штаба появилось Первое шифровальное отделение. Этот день как свой профессиональный праздник отмечают армейские шифровальщики. В годы войны на них легла огромная нагрузка.

По словам подполковника Смирнова, раньше в мирное время повсеместно применялись ручные методы шифрования. Они занимали огромное количество времени и были недостаточно эффективны. Так, на шифрование небольшого приказа уходило до 6 часов работы, примерно столько же требовалось на то, чтобы расшифровать полученное сообщение. Поэтому в 1937 году в Ленинграде на заводе «209» был образован комбинат техники особой секретности. Его основной задачей стало создание шифровальной техники для скрытого управления войсками: в 1939 году была создана шифровальная машина, которая получила название М-100. Основным недостатком этой машины был немалый вес. Устройство весило 141 килограмм.

В 1939 году была запущена в серийное производство шифровальная машина К-37 «Кристалл»,которая упаковывалась в ящик весом всего 19 килограммов. К началу войны на вооружение шифровальных органов СССР было принято свыше 150 комплектов шифровальных устройств К-37.

В годы войны на машинную шифросвязь легли огромные нагрузки. Только шифровальной службой РККА (8-й отдел) за период войны было отработано 1, 5 млн шифротелеграмм и кодограмм. Очень часто сотрудникам управления приходилось обрабатывать до 1500 шифрограмм в день, тогда как суточная норма составляла всего 400 шифрограмм. За всё время войны 8-е управление Генштаба разослало нижестоящим подразделениям и войскам почти 3, 3 млн комплектов шифров. Это лишило противника возможности читать наши секретные депеши и документы и тем самым спасло множество жизней.

По мнению западных историков, если бы не работа службы криптографии и шифрования, Вторая мировая война длилась бы на два года дольше.

 

Обещания Гитлера не помогли

Ещё накануне гитлеровского вторжения советские дешифровальщики предупредили руководство страны о нападении Германии. В ходе войны наши криптографы предоставили политическому и военному руководству СССР большое количество важнейшей секретной информации противника.

Вот как оценивают работу наших шифровальщиков прославленные полководцы Великой Отечественной. Г.К. Жуков: «Хорошая работа шифровальщиков помогла выиграть не одно сражение». А.М. Василевский: «Ни одно донесение о готовящихся военно-стратегических операциях нашей армии не стало достоянием фашистских разведок».

Высоко оценил работу советской шифровальной службы и противник. Вот выдержка из допроса начальника штаба при Ставке верховного главнокомандования немецких вооружённых сил генерал-полковника А. Йодля от 17 июня 1945 года: «... нам никогда не удавалось перехватить и расшифровать радиограммы вашей Ставки, штабов фронтов и армий».

Впрочем, в начале войны сам Гитлер обещал: «…кто возьмёт в плен русского шифровальщика либо захватит русскую шифровальную машину, будет награждён Железным крестом, отпуском на родину и будет обеспечен работой в Берлине, а после победы – поместьем в Крыму». Но с 1942 года сообщения русской шифровальной техники немцы перестали перехватывать.

 

Радиоигры в эфире

В войсках и партизанских отрядах нередко использовалось и ручное шифрование. Телеграммы отправлялись с помощью лёгких, весом в трикилограмма, радиостанций «Север», или «Северок», как их ласково называли военные связисты. Эта техника, быстро завоевавшая симпатии наших разведчиков, выпускалась в блокадном Ленинграде. Уникальность радиостанции заключалась в её портативности, автономности питания и возможности работать в плавном диапазоне.

Роль радиостанции «Север» в Великой Отечественной войне справедливо сравнивают с появлением в Красной армии знаменитых ракетно-артиллерийских установок «Катюша». Многие командующие армиями, фронтами, отправляясь в инспекционные поездки по действующим частям, брали с собой радиста с «Северком». Радисты с радиостанцией «Север» обеспечивали успех боевых операций знаменитых партизанских соединений С.А. Ковпака, А.Ф. Фёдорова и подавляющего большинства более мелких партизанских отрядов и разведывательных групп, действовавших в тылу гитлеровских войск. Немецкое командование обещало высокую награду тем, кто захватит радиостанцию «Север» вместе с радистом. Это не удалось ни одному карательному отряду. Наши радисты, даже будучи раненными, успевали уничтожить радиостанцию и часто подрывали себя вместе с ней.

– Перед 9 Мая в День радио нельзя не вспомнить и о радиоспектаклях нашей разведки, – продолжал свой рассказ подполковник Смирнов. – С 1943 года и до окончания войны таких радиоигр для введения врага в заблуждение было проведено 186. В ходе них на нашу территорию удалось вывести свыше 400 кадровых сотрудников абвера и гитлеровских агентов, захватить десятки тонн грузов.

Эти игры проводились не в тиши лубянских кабинетов, а на передовой или вообще за линией фронта, в тылу противника. Поэтому век разведчика-радиста на войне был коротким: в среднем всего три месяца. Потом либо ранение, либо смерть. Всего за годы войны четыре сотрудника секретной спецслужбы были удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза. И все – посмертно.

Организуя радиоигры, органы советской контрразведки ставили перед собой оперативную задачу: парализовать работу вражеских спецслужб по основным линиям их деятельности: ведению шпионажа в прифронтовой полосе и на основных транспортных коммуникациях страны (радиоигры «Опыт», «Загадка», «Находка», «Борисов», «Контролёры», «Лесники» и др.); стратегической разведке в промышленных районах Урала, Сибири и Средней Азии (радиоигры «Фисгармония», «Дуэт», «Патриоты», «Тайник» и др.); проведению на территории СССР диверсий и террористических актов против военных, советских и партийных руководителей (радиоигры «Подрывники», «Десант», «Туман» и др.); созданию в Советском Союзе так называемого фронта сопротивления, или пятой колонны, путём объединения различного рода антисоветского элемента и обеспечения его необходимым вооружением (радиоигры «Монастырь», «Янус» и др.); организации вооружённых выступлений против советской власти в национально-территориальных образованиях СССР (радиоигры «Арийцы», «Разгром», «Тростники» и другие).

– Говорить об этих и других спецоперациях наших спецслужб можно часами, – заключил свою импровизированную лекцию по телефону Павел Степанович. – И не только перед Днём Победы.

Справка «АН»

Радиоигра – использование захваченных радистов врага для дезинформации разведывательных органов противника.

За время Великой Отечественной войны в радиоиграх советских спецслужб использовалось более 80 передатчиков немецких агентов. В отдельные моменты велось до 70 операций по радиоигре одновременно.

Александр КОНДРАШОВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram