Секреты «слиперов»
Кого больше всего ценят иностранные разведки?
№ () от 13 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Александр Кондрашов ]
Как правило, они не дают подписку при вербовке и не получают прямых указаний из разведцентра. Их берегут как зеницу ока и чаще всего используют втёмную. На жаргоне спецслужб таких особо ценных сотрудников называют «слиперами» – «спящими шпионами», или агентами влияния. О некоторых из них обозреватель «АН» попросил рассказать старого знакомого – бывшего сотрудника одной из российских спецслужб подполковника в отставке Виктора Сергеевича НОВИКОВА.
Спящая агентура
В феврале этого года в западной прессе развернулась громкая кампания шпиономании. В самых высоких кабинетах власти ищут «тайных агентов Кремля». Под подозрением сам президент США Дональд Трамп. Каким только обвинениям он не подвергается! Вот одно из самых нелепых.
– Как на днях заявил телеканал CNN, «из-за политики Трампа в американских школах едят российский минтай», – процитировал материал известной телекомпании ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Якобы полуфабрикаты, изготавливаемые из российской рыбы в Китае, составляют основу рыбных завтраков в американских школах.
– А при чём здесь политика и агенты влияния? – не мог скрыть своего удивления старый разведчик.
– Эту утечку недавно организовало ЦРУ США, – ответил обозреватель «АН». – Она идеально укладывается в знаменитую теорию заговора. Её обосновал ещё Франклин Делано Рузвельт. Помните его знаменитое высказывание: «В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано».
– В связи со скорым опубликованием доклада спецпрокурора Мюллера в Америке многие словно с ума посходили, – заметил Виктор Сергеевич. – Вот что там пишут в соцсетях. «Российская разведка одержала крупнейшую победу в истории страны. Более того, Кремль уже захватил США», – паникует Мэри Дежевски, обозревательThe Guardian.
– У нас в Интернете тоже всякое пишут, – усмехнулся обозреватель «АН». – Вот ещё один отклик из социальных сетей: «Нашим рыцарям плаща и кинжала – низкий поклон и моя снятая шляпа. Думаю, ребят (кто бы там что официально ни говорил) уже представили к наградам. Славно потрудились парни вместе с нашим другом Ассанжем и его WikiLeaks-сайтом. Когда-нибудь операция «Дональд Трамп» войдёт в историю как уникальная победа российских спецслужб».
Журналист решил подлить горючего в костёр разговора и сослался уже на западные источники: «Хиллари Клинтон, – пишет Райтшустер из немецкого журнала «Фокус», – называла Трампа «путинской марионеткой». «В СМИ со ссылкой на инсайдерскую информацию из спецслужб курсировала информация[end_short_text] о якобы имеющихся у Путина компрометирующих Трампа видеозаписях секс-оргий, снятых во время его приезда в Москву, при помощи которых российский президент мог бы оказывать давление на республиканца. Доказательств существования записей нет, впрочем, и исключать их наличие нельзя – всё это вписывается в традиции КГБ, которые при В. Путине стали рутинным набором приёмов проводимой Москвой политики».
В ответ на это Новиков пренебрежительно махнул рукой:
– На такой ерунде уже давно никого не ловят. Помните фильм «Семнадцать мгновений весны»? Когда немцы показали бразильскому консулу стопку фотографий его оргий в тайном притоне, тот попросил ещё, заметив, что его жена тоже обожает порнографию.
– Но понравится ли московская порнуха Меланье Трамп? – выразил сомнение обозреватель «АН».
Стивен Бланк, военный эксперт из Американского внешнеполитического совета считает:
– Российский шпионаж в США и, скорее всего, в других странах базируется на долговременной стратегии, заключающейся во внедрении так называемых «спящих агентов», которые ведут внешне нормальную жизнь, делают карьеру там, где могут получить доступ к засекреченной экономической, политической или военной информации. Россия возрождает советскую практику создания подпольных агентурных сетей. Москва ведёт многолетнюю хорошо финансируемую деятельность по организации таких сетей.
На кого работают Дэвид Кэмерон и Тереза Мэй?
В связи с началом выхода этой весной Великобритании из Евросоюза бывший американский посол в Москве Майкл Макфол заявил, что это выгодно Владимиру Путину. По его мнению, Европа слабеет, а Россия и её союзники консолидируются и привлекают новых членов. А ведь инициировал этот референдум бывший премьер Дэвид Кэмерон. Сейчас это решение выполняет нынешняя глава страны Тереза Мэй. За это их уже называют агентами влияния Кремля.
Вспоминают даже давнюю шутку тогдашнего президента России Дм. Медведева. Тогда на пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Кэмероном он заявил: «Я уверен, что Дэвид был бы очень хорошим агентом КГБ, но в этом случае он никогда бы не стал премьер-министром Британии».
После этого во многих британских газетах появились сообщения о том, что девятнадцатилетний Кэмерон со своим другом летом 1985 года посещал Ялту. Как он сам позже признался, там с ним произошёл случай, похожий на «попытку вербовки в КГБ».
Но вот в сентябре 2011 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон на совместной пресс-конференции с Медведевым почему-то опроверг информацию о том, что к нему были вербовочные подходы со стороны русской разведки.
– Почему же британского премьера так испугала вроде бы безобидная шутка российского президента? Зачем он стал вдруг отнекиваться от своих ранних признаний Би-би-си? – спросил старого разведчика журналист.
– Молодой Дэвид, как и немало других студентов, был заражён левацкими идеями, симпатизировал Советской России, – ответил Виктор Сергеевич. – Поэтому и своего первого сына он назвал Иваном. К сожалению, он умер в 2009 году. Впрочем, нашими агентами влияния ещё до Кэмерона были высокопоставленные английские политики и даже члены королевского двора.
В подтверждение своих слов подполковник Новиков протянул английскую газету, в которой были подчёркнуты такие строки: «Большинство известных шпионов, работавших на Россию, были выпускниками-мажорами частных элитных школ (Бёрджесс, Маклин, Блант и так далее). Так почему бы миллионеру Дэвиду не быть шпионом? Некоторые вещи, которые он делает, в моём понимании определённо тянут на измену».
– Действительно, зачем Кэмерон инициировал пресловутый референдум? – не мог скрыть своего удивления обозреватель «АН». – Ведь на словах он был против разрыва Англии с Евросоюзом. Неужели действительно он наш агент влияния и выполнял задание Центра? Теперь эту работу под завесой русофобских заявлений делает Тереза Мэй?
– Об этом может стать точно известно не раньше чем через сто лет, когда с дела Кэмерона и Мэй в архивах наших и западных спецслужб снимут гриф секретности, – неопределённо пожал плечами ветеран.
От звёзд Голливуда до шахматного короля
Выявить настоящего агента влияния – дело неимоверно сложное. О них становится известно чаще всего через много лет. Громкую сенсацию в мире шпионажа вызвали документы, рассекреченные 21 августа 2015 г. британской спецслужбой MИ-5. Согласно им, «Седрик Белфрадж – голливудский промоутер, суперзвезда кинокритики, владелец газет, донжуан, большой мастер саморекламы – оказался, как это ни удивительно, советским шпионом», – пишет The Financial Times.
Также были рассекречены и новые документы из так называемого «досье Фишера». Они подтверждают сенсационную информацию, которую впервые опубликовала американская газета «Филадельфия инкуайрер». Из многочисленных донесений агентуры следует: именно во время посещения СССР Фишер, как считали в ФБР, мог быть завербован КГБ. Этому, как сказано в архивном документе, «способствовала его мать Регина Фишер,долгие годы работавшая на Лубянку».
Но знаменитый шахматный чемпион не был обычным шпионом. В деньгах он не нуждался, лавры Джеймса Бонда не привлекали. И советская разведка могла использовать его только втёмную: в качестве агента влияния. Знаменитый шахматист мог влиять на общественное мнение. Например, в рассекреченных донесениях сотрудников ФБР отмечались антиамериканские высказывания Фишера, в частности, его резко отрицательное отношение к войне во Вьетнаме. Пацифистская деятельность шахматиста, по мнению руководства ФБР, нанесла ущерб престижу США и была на руку Кремлю.
Чашу терпения американских спецслужб переполнило публичное игнорирование Фишером американского бойкота Югославии. Из рассекреченных документов ФБР известно, что это русские якобы уговорили местного банкира Ездимира Василевича выделить огромные деньги для своего агента. На кон было поставлено 5 млн долл. (3, 35 млн победителю и 1, 65 млн проигравшему). И понятно, кому достался приз.
«Спящие агенты» – так называют таких людей во всех разведках мира. И считают их чуть ли не самым ценным человеческим материалом в тылу врага, который можно активизировать в любую минуту. У «слиперов» в чужой стране нет конкретного шпионского задания. Их цель – вживаться в чужую обстановку, стать своим и не вызывать подозрений.
Справка «АН»
О самых известных агентах влияния написано в первом томе «Очерков истории российской внешней разведки». Например, в сентябре 1808 года после переговоров Александра I с Наполеоном в Эрфурте к российскому императору неожиданно явился министр иностранных дел Франции Шарль Морис де Талейран. Он предложил своё сотрудничество на конфиденциальной основе и за материальное вознаграждение. До самого падения Наполеона Талейран работал на Россию как агент влияния. У него было несколько кличек: Кузен Анри, Анна Ивановна, Красавец Леандр, Юрисконсульт. Талейран был жаден до денег, под конец он запросил сразу полтора миллиона фран-ков, на что Александр I ответил отказом: «Провалится, сукин сын!»
Почти двадцать лет российским агентом влияния был министр иностранных дел Австрии Клеменс Меттерних, для которого в 1815 г. была даже установлена специ-альная пенсия. Конспиративную связь с ним поддерживала Дарья Христофоровна Ливен – родная сестра знаменитого николаевского шефа жандармов Бенкендорфа, жена российского посла в Лондоне.
Впрочем, и Запад всегда имел у нас немало своих агентов влияния. Особенно мно-го их было перед развалом Советского Союза. Вспомним, знаменитый список пред-седателя КГБ СССР Владимира Крючкова. О нём ведущему рубрики «Мир шпиона-жа» рассказывал один из руководителей советской нелегальной разведки генерал Юрий Дроздов. Врезалось в память и другое заявление Юрия Ивановича: «Как-то в один из приездов в Москву бывшие американские разведчики в пылу откровенности за ужином в подвальном ресторанчике на Остоженке бросили неосторожную фразу:
– Вы хорошие парни, ребята. Мы знаем, что у вас были успехи, которыми вы имее-те право гордиться. Даже ваши поражения демонстрировали мощь вашей разведки. Но придёт время, и вы ахнете, если это будет рассекречено, какую агентуру имели ЦРУ и Госдепартамент у вас наверху».