Аргументы Недели → Шпионаж № 1 (645) от 10.01.19 13+

От тридцати сребреников до криптовалюты

Чем разведки платят своим агентам?

, 20:50 ,

Секретная информация стоит дорого. Как же спецслужбы расплачиваются за неё? Об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российской разведки подполковником в отставке Павлом Александровичем СКВОРЦОВЫМ.

Библейские истины

Павел Александрович истинно верующий человек. На его рабочем столе рядом с компьютером лежит раскрытая Библия.

– Мудрая книга, – кивает на неё подполковник Скворцов. – Очень полезная и для разведчиков.

– В виде ключа к шифрам? – высказал догадку ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Ведь в западных странах Библия есть почти в каждом номере отеля.

Старый разведчик рассмеялся:

– Ваша догадка не лишена оснований. Но вы мыслите слишком приземлённо. А библейские истины вечны.

– И что там сказано о вербовке агентов? – с иронией спросил обозреватель «АН».

Скворцов полистал толстенную книгу, нашёл нужную страницу:

– Вот классический пример награды за предательство. Тридцать сребреников.

История этого термина идёт из Библии. Более конкретно – в Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 14–16) сказано, что Иуда получил за предательство Иисуса тридцать сребреников:

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что выдадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».

– Словом, стал иудейским агентом? – высказал предположение журналист. – И предал Христа всего лишь за 30 тамошних монет?

– Предавать Бога нельзя ни за какие деньги, – сурово сказал Павел Александрович. – Кстати, 30 сребреников по тем временам были немаленькой суммой. На них потом купили большой участок земли под кладбище. Вот что об этом написано в Библии.

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников».

– Я не раз бывал в Иерусалиме, и в храме Христа Господня, и на Голгофе, – потянуло на воспоминания обозревателя «АН». – Видел и знаменитое «игольное ушко» в стене царя Ирода.

Скворцов быстро откликнулся:

– Вот слова Христа, которые должны смущать современных толстосумов: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

– Я долго не мог понять истинного смысла этого выражения, – признался ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Как может огромный верблюд пройти в маленькое ушко швейной иглы? Оказывается, «игольное ушко» в Иерусалиме – это узкие ворота.В них с трудом протискивался верблюд без поклажи. Ведь в те времена, как, впрочем, и сейчас, процветал подкуп. Не зря говорили: верблюд, гружённый золотом, открывает ворота любой крепости.

Ветеран российских спецслужб молча кивнул, закрыл Библию и включил компьютер.

 

Разведка – не кружок кройки и шитья

– Ваша газета уже не раз писала о многомиллиардных бюджетах американских спецслужб, – демонстрировал на экране ноутбука публикации «АН» подполковник Скворцов. – Но разведка без денег – это всего-навсего детский кружок кройки и шитья. Ведь платить агентуре надо много.

– В какой валюте чаще всего происходят расчёты? – поинтересовался журналист.

Павел Александрович на минуту задумался:

– В основном за важную информацию, как и за нефть, платят в долларах. В последнее время всё чаще используют местные валюты. Они вызывают меньше подозрений у фискальных органов.

Обозреватель «АН» продолжал расспросы:

– У евреев есть такая поговорка: если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы. Как оплачиваются агенты влияния?

Скворцов усмехнулся:

– Купить миллиардера или видного политика – никакого бюджета спецслужб не хватит.

– С ними расплачиваются заводами, газетами и пароходами? – попытался сострить журналист.

– Вы – правы. Спецслужбы помогают советами и нужной информацией в конкурентной борьбе, – вдруг согласился ветеран. – Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума – никто.

– Конечно, с деньгами не так хорошо, как без них плохо, – вспомнил старую шутку ведущий рубрики «Мир шпионажа». – Но ведь разведки своим агентам платят не только валютой.

В памяти всплыла поездка в «лес», в штаб-квартиру Службы внешней разведки (СВР). После долгих уговоров её организовал тогдашний руководитель пресс-бюро СВР полковник Борис Лабусов.

Конечно, журналисту не показали святая святых любой разведки – оперативные подразделения. Ограничились общей экскурсией по территории, спортивным объектам и местному музею. В то время он скромно назывался «Кабинетом истории».

Среди портретов знаменитых разведчиков было несколько стендов со шпионским снаряжением. Среди ручек-пистолетов, зажигалок-фотоаппаратов лежали вроде бы ничем не примечательные монеты и марки.

– Это огромные ценности нумизматики и филателии. Стоят огромных денег, – пояснил экскурсовод в штатском. – Их давали особо важным агентам.

Редкие монеты и марки – это прошлый век, – пренебрежительно махнул рукой подполковник. – Сейчас в ходу криптовалюта. Поэтому повторю: разведка не детский кружок кройки и шитья, а современная компьютерная спецслужба.

 

Кто родители биткоина?

Скворцов оседлал своего любимого конька и начал читать небольшую лекцию про самые популярные криптовалюты. Оказывается, сейчас их развелось великое множество. А первым был биткоин.

По одной из версий его создателем был японец Сатоши Накамото. Но многие эксперты с этим категорически не согласны. Они приводят такие доводы:

– архитектура биткоина была описана в White paper американской разведки задолго до появления мифологического Сатоши Накамото;

– в текстах и коде «Сатоши Накамото» полно американизмов, это типично американский продукт – специалисты легко определяют специфическую для страны манеру программирования, используемые инструменты, способы оформления программы, а также используемые обороты английского языка в описании технологии и комментариях;

– работа по самой реализации биткоина (проектирования и программирования) очень большая, там вложено много человеко-лет, так что это делал не гений-одиночка, а группа высокопрофессиональных криптографов в течение нескольких лет.

– Ну и где может несколько лет работать группа профессиональных американских криптографов и зачем? – с лукавой улыбкой спросил журналиста отставной разведчик. – Где вообще, как вы думаете, служат современные компьютерные гении в погонах и без них? Не только в пресловутом ГРУ. Очевидно, что они работают и в американских спецслужбах.

По словам Скворцова, многие новые цифровые технологии, пришедшие к нам из США – GPS, TOR, да, собственно, и сам Интернет, – это американские военные разработки, которые потом было решено коммерциализировать, сделать достоянием масс. Но их по-прежнему используют в шпионских целях.

Очевидно, это выгодно: вкладываешь военные деньги и военный интеллект, потом коммерциализируешь, поддерживая тем самым частные американские компании и развивая их бизнес. Характерен в этом смысле пример с TORом – его изначально сделали для конспиративного общения разведчиков.

Вот что пишет Википедия:

«Система TOR была создана в «Центре высокопроизводительных вычислительных систем» Исследовательской лаборатории Военно-морских сил США в рамках проекта Free Haven совместно с DARPA по федеральному заказу. Исходный код был опубликован под свободной лицензией, чтобы все желающие могли провести проверку на отсутствие ошибок и закладок».

То есть, по сути, военную систему приватизировали и выпустили в свет, а уж потом туда набились китайские диссиденты, а за ними и криминал – продажа наркотиков, оружия, заказные убийства…

По всей видимости, аналогичная история произошла и с биткоином. Его родителем была американская разведка. В первую очередь он был нужен для скрытой оплаты шпионских услуг. Ведь прозрачность транзакций в биткоине нулевая. Поэтому нельзя достоверно установить, кто кому платит. Это идёт наперекор тренду обеспечения прозрачности сделок во всём мире.

Наталья Касперская, генеральный директор группы компаний InfoWatch, возглавляет рабочую группу по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика РФ», первой заявила, что биткоин – это разработка американских спецслужб, а смартфон – средство для слежки за его владельцем. Об этом рассказала на открытии созданного Университетом ИТМО и InfoWatch учебного центра по информационной безопасности.

По её словам, такой инструмент понадобился им для оперативного финансирования работы разведслужб Великобритании, США и Канады.

– Чем же отличаются 30 сребреников Иуды от платы биткоинами современному «кроту» или агенту влияния? – задал на прощание риторический вопрос подполковник Скворцов и выключил компьютер.

Справка «АН»

Биткоин - криптоденьги. Первая в мире виртуальная децентрализованная валюта, которая официально никому не принадлежит и не подвластна. Ею можно оплачивать некоторые покупки. Эти средства существует только в Сети, но их можно обменивать на привычные нам деньги (рубли, доллары, евро).

Главной особенностью биткоинов является отсутствие центрального администратора Сети, а это значит, что эта валюта полностью децентрализована. Отправленный перевод никак нельзя вернуть – поэтому ошибка в адресе отправки приведёт к потере этих средств.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram