Громкий скандал с увольнением директора Федерального бюро расследований (ФБР) Джеймса Коми потряс спецслужбы США. Он заставил обратить более пристальное внимание на американский шпионский конгломерат и вызвал ряд вопросов.
Почему в Америке так много разных спецслужб? Чем отличаются главные из них?
Прояснить ситуацию обозреватель «АН» попросил ветерана российских спецслужб полковника в отставке Игоря Анатольевича ЛАРИНА.
Ласка и таска американского барина
Нашу встречу Игорь Анатольевич внезапно начал стихами:
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
– При чём тут старые строчки из «Горе от ума»? – недоумённо пожал плечами обозреватель «АН». – Мы же собрались говорить о нынешних днях ФБР и других американских спецслужб.
Ларин рассмеялся и быстро включил компьютер:
– Русский великий разведчик и замечательный поэт Александр Грибоедов как будто описал сегодняшнюю ситуацию. Послушайте две совершенно разные оценки американского президента Дональда Трампа: «ФБР – один из самых любимых и уважаемых институтов, и сегодняшний день станет началом новой эры для жемчужины нашего правоохранительного сообщества, – пообещал президент США, отправляя его директора в отставку. – Коми лишился доверия почти всех в Вашингтоне, как республиканцев, так и демократов. Когда всё успокоится, они будут меня благодарить!»
Игорь Анатольевич щёлкнул мышкой:
– А вот другое, тоже совсем недавнее высказывание Трампа о Федеральном бюро расследований. Об этом он написал в социальной сети Twitter: «ФБР совершенно неспособно остановить людей, допускающих утечку информации в сфере национальной безопасности, которые действуют в нашем правительстве уже долгое время. Они даже не могут найти информаторов внутри самого ФБР. Секретная информация выдаётся СМИ, что может иметь разрушительный эффект для США».
– Американский президент – хозяин спецслужб США. А хозяин – барин. Действует по принципу: что хочу, то и ворочу, – с усмешкой заметил обозреватель «АН». – Поэтому оставим увольнение бедняги Коми в покое. Об этом уже столько писали и говорили в последнее время, что набило оскомину. Лучше расскажите, что такое ФБР, чем оно отличается от ЦРУ и других спецслужб?
Американское гестапо
Про американскую тайную полицию полковник Ларин говорил спокойно и размеренно, как будто читал небольшую лекцию. Мол, ФБР – это одна из старейших американских спецслужб. Она была создана ещё в 1908 году. ЦРУ – лишь в 1947-м. Главное их отличие в том, что Центральное разведывательное управление действует в основном за границами США, а Федеральное бюро расследований – внутри страны.
ФБР выполняет функции внутренней контрразведки. Оно непосредственно подчиняется одновременно генеральному прокурору и директору Национальной разведки. По их представлению, президент США в любой момент может уволить директора этого правоохранительного ведомства.
Под юрисдикцию ФБР подпадает примерно 200 категорий федеральных преступлений. Но главные задачи – борьба со шпионами, коррупцией и терроризмом. В бюро работают около 36 тыс. сотрудников, треть из них являются «специальными агентами», которым помогают многочисленные осведомители. Их численность уже приближается к 15 тысячам.
Говорят, ФБР – это самая «американская» из всех спецслужб. Ведь она реально обеспечивает безопасность граждан США. Кадры этой «конторы» набираются в основном из простых 100%-ных американцев и знающих соответствующие языки представителей нацменьшинств. Многие фэбээровцы всю жизнь остаются простыми агентами. Такого карьерного роста, как, скажем, в АНБ или ЦРУ, у них нет.
– Коллеги из мира шпионажа считают ребят из ФБР немного неотёсанными и грубоватыми. Но, как правило, эти спецагенты – хорошие профессионалы, – высказал свою точку зрения полковник Ларин. – Их не любят политики и чиновники. Американские либералы называют ФБР гестапо. Мол, следят за всеми, копят компромат.
По словам Игоря Анатольевича, доля истины в этом есть. Ведь ни одна из американских спецслужб не могла похвастаться такими руководителями, как, например, находившийся 37 лет на посту директора ФБР Эдгар Гувер, который знал всё о всех и перед которым трепетали даже президенты.
В других спецслужбах руководители меняются гораздо чаще. Например, Джон Бреннан был уже четвёртый глава ЦРУ, назначенный при Обаме. При республиканце Джордже Буше сменилось два руководителя разведки.
Сейчас директором ЦРУ стал выпускник престижного военного университета West Point и член Национальной стрелковой ассоциации Майк Помпео. Он известен своими консервативными взглядами.
Ставленник Трампа выступает против абортов и настаивает на возвращении в США беглого агента АНБ Эдварда Сноудена. Также он считает, что тюрьму Гуантанамо, открытую администрацией США в сентябре 2001 года на волне войны с террором, закрывать не надо.
– Там ведь можно, как в гестапо, пытать заключённых, – закончил свою лекцию полковник Ларин.
Справка «АН»
В гигантском конгломерате спецслужб США, по некоторым оценкам, работают 854 000 гражданских специалистов, военнослужащих и частных агентов.
Вот перечень лишь основных спецслужб США:
Central Intelligence Agency – ЦРУ;
Federal Bureau of Investigation – National Security Branch – ФБР;
National Security Agency/Central Security Service – АНБ;
Air Force Intelligence, Surveillance and Reconnaissance Agency – Разведывательное агентство ВВС;
National Geospatial-Intelligence Agency – Геопространственная разведка;
S. Drug Enforcement Administration – Орган по медикаментам и управление по борьбе с наркотиками;
National Reconnaissance Office – Управление национальной разведки и рекогносцировки;
U.S. Department of Energy Office of Intelligence and Counterintelligence – Управление разведки и контрразведки Министерства энергетики США;
Defense Intelligence Agency – Разведывательное управление Министерства обороны;
U.S. Navy Office of Naval Intelligence – Разведка ВМС;
Department of Homeland Security – Департамент внутренней безопасности;
Office of the Director of National Intelligence – Канцелярия директора национальной разведки;
U.S. Department of Treasury Office of Intelligence and Analysis – Разведка Казначейства США;
Department of State Bureau of Intelligence and Research – Государственное бюро разведки и исследований;
U.S. Army Intelligence and Security Command – Командный центр разведки;
United States Marine Corps – Intelligence Department – Разведка Корпуса морской пехоты;
U.S. Coast Guard Intelligence – Разведка береговой охраны.
Сбились со счёта
Слушая рассказ Игоря Анатольевича, обозреватель «АН» пытался подсчитать количество американских спецслужб, но всё время сбивался со счёта. По одним источникам выходило, что их – 23, по другим – 17.
– Зачем столько? Какая же цифра правильная? – спросил журналист старого разведчика.
Полковник усмехнулся и снова щёлкнул мышкой компьютера:
– Всё во имя пресловутой конкуренции. Послушайте, что пишет на эту тему американская газета WashingtonPost. В статье «Тайный Мир, скрытый от контроля» говорится о том, что в Америке создан особо секретный разведывательный монстр. Он «настолько значительный и настолько скрытный, что никто не знает, сколько на него тратится денег, сколько человек в нём работает и сколько выполняется программ».
– Но кое-какие сведения в прессу всё же просачиваются, – возразил обозреватель «АН» и привёл данные из давно собираемого досье на американские спецслужбы.
Так, начиная с 2001 года только в Вашингтоне и его пригородах было возведено 33 комплекса зданий для спецслужб. По площади они эквивалентны 5 Пентагонам или 22 Конгрессам. Например, в канцелярии директора Национальной разведки работает по меньшей мере 1700 федеральных служащих и 1200 частных контрактников. В центральном офисе Разведывательного управления Министерства обороны трудится порядка 16 тыс. сотрудников. Есть ещё и Национальный антитеррористический центр, возле которого имеется несколько тысяч парковочных мест.
В АНБ, где в своё время служил Эдвард Сноуден, ежедневно обрабатывается свыше 1,7 млрд электронных писем, телефонных звонков со всего мира. Делают это за сверхмощными компьютерами десятки тысяч сотрудников. В городке Элкридж (штат Мэриленд) действует некая тайная программа, которая прячется в многоэтажном бетонном здании с фальшокнами. Со стороны оно напоминает обычный офисный центр. По некоторым сведениям, именно там расположена база данных на всех жителей Земли.
Но это не всё. Вокруг американских спецслужб разросся «свой военно-промышленный комплекс» с традиционным для США набором экспертов, консультантов и лоббистов», – пишут журналисты Дана Прист и Уильям Аркин из TheWashingtonPost.Они рассказали, что самые низкооплачиваемые аналитики в корпорации «плаща и кинжала» получают от 41 до 65 тыс. долларов в год. Сколько зарабатывает начальство – великая тайна.
– По официальным и, как утверждают эксперты, явно заниженным данным, на спецслужбы США из госбюджета тратится более 80 миллиардов долларов, – продолжал сыпать цифрами журналист.
– И всё не в коня корм, – отозвался полковник Ларин. – Вот ещё одна статья из зарубежной прессы. В ней приводится спор между генерал-майором Джоном М. Кастером, директором разведки Центрального командования США, и отставным вице-адмиралом Джоном С. Реддом, директором Антитеррористического центра. Военный разведчик обвинил своего коллегу в том, что «за прошедшие сорок лет подотчётное тому ведомство не предоставило армейцам ни капли полезной информации».