Аргументы Недели → Шпионаж № 3(545) от 26.01.17

Разведцентр под «крышей» посольства

За что и как выдворяют из страны дипломатов

, 08:56 ,

Любая контрразведка руководствуется циничным тезисом: иностранное посольство – это шпионское гнездо, а её сотрудники – агенты под дипломатическим прикрытием. Так ли это? Как работают наши разведчики и их шпионы с дипломатическими паспортами, обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана российских спецслужб полковника в отставке Яна Казимировича БАРАНОВСКОГО.

Вербовочные подходы 

Ещё в самом начале беседы обозреватель «АН» попросил:

– Ян Казимирович, давайте не будем подробно останавливаться на громком скандале с новогодней высылкой 35 наших дипломатов из США. Об этом в цветах и красках не раз рассказывали и официальный представитель нашего Министерства иностранных дел Мария Захарова, и сам глава МИД РФ Сергей Лавров на ежегодной пресс-конференции. Вы знаете что-нибудь новенькое?

Полковник усмехнулся и стал рассказывать:

– Насколько мне известно, последний вербовочный подход к российскому дипломату был 14 января этого года. Наши пока не стали поднимать шум по этому поводу. Но если американские власти его тоже объявят персоной нон грата, разгорится нешуточный шпионский скандал.

– Почему же мы так долго молчали, когда из США выслали нашего дипломата, который должен был купить лекарство от рака для Евгения Максимовича Примакова? И лишь совсем недавно Лавров сказал: «Вербовать в такой ситуации – это надо иметь специфическую профессиональную наглость и глубокое чувство цинизма и нечистоплотности».

– Чему тут удивляться? Контрразведка не работает в белых перчатках, – пожал плечами полковник. – Как ещё нашему дипломату вместо лекарств не подбросили наркотики? Пока ограничиваются только деньгами.

Старый разведчик тоже процитировал главу МИД России: «В апреле 2016 года на уровне советника-посланника был вербовочный подход с предложением сотрудничать другому нашему дипломату, тоже старшего звена: американские спецслужбы, пытаясь сделать вербовочное предложение, засунули в машину в его отсутствие 10 тысяч долларов. Деньги были оприходованы нашей бухгалтерией и сейчас работают на благо Российского государства».

– В последние дни администрации Обамы США захлестнула шпиономания, – продолжил Ян Казимирович. – Оказывается, американские спецслужбы изучали контакты помощника президента Дональда Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна с официальными представителями России.

Как пишет газета TheWallStreetJournal, расследованием в отношении Флинна занимались ФБР, ЦРУ и Агентство национальной безопасности (АНБ) США.Основная цель проверок – «установить характер контактов Флинна с представителями России и выяснить, проводились ли такие контакты в нарушение закона».

Отмечается, что особенно спецслужбы заинтересовались телефонным разговором Флинна и российского посла в Вашингтоне Сергея Кисляка в конце декабря 2016 года.

– Неужели подозревают, что наш посол – это резидент русских спецслужб и вербует бывшего главу военной разведки США? – съехидничал обозреватель «АН». – Вот это классный вербовочный подход!

Легальные агенты 

Барановский ответил стихотворными строчками Леонида Филатова из сказки «Про Федота-стрельца…»:

– Полно, бабка!.. Я не хвор!..

Отойдём-ка за бугор!..

Расшугай ежей и белок,

Есть сурьёзный разговор.

Тут у нас один стрелец –

Шибко грамотный, стервец!..

Вот и вышло мне заданье

Извести его вконец!

Но журналист не был настроен на поэтический лад и продолжал настаивать на своём:

– В народе давно считают, что иностранное посольство – это прежде всего шпионское гнездо. И почти все дипломаты, за исключением разве что послов и уборщиц, – это кадровые разведчики, легальные агенты.

– Чепуха! – возмутился Ян Казимирович. – Только в посольствах очень бедных стран разведчиков больше, чем дипломатов.

– Говорят, так сейчас дела обстоят в украинских посольствах за рубежом, – заметил обозреватель «АН». – Из-за недостатка валюты президент Порошенко назначил полковника украинской разведки послом аж в четыре страны. Другого же разведчика, который работал под журналистской «крышей» в Париже, спешно перебросили в Москву, где он «спалился».

– Про посла-полковника ничего не слышал, – ответил Барановский. – А вот кадрового сотрудника Главного управления разведки минобороны Украины Романа Сущенко действительно задержали с поличным 3 октября прошлого года сотрудники ФСБ. Теперь он наверняка жалеет, что работал под журналистской, а не дипломатической «крышей».

Обозреватель «АН» продолжал выпытывать подробности о работе легальных агентов:

– Почему так ценится посольская «крыша»?

– Во-первых, она позволяет разведчику в случае провала избежать тюрьмы, – начал загибать пальцы Ян Казимирович. – Если попался на «горячем», то объявят персоной нон грата и просто вышлют из страны. Во-вторых, у тебя всегда под рукой шифровальщик и надёжная, засекреченная связь с центром. И в-третьих, резидентуру надёжно охраняет служба безопасности посольства.

Я показал старому разведчику несколько выдержек из романов Виктора Суворова «Аквариум» и «Ледокол». В них перебежчик Резун, пишущий под псевдонимом Суворов, утверждал, что шпионами были 60% советских дипломатов. Якобы в наших посольствах работали три группы: 40% – «чистые» дипломаты, 40% – политическая разведка КГБ, 20% – военная разведка ГРУ. Мол, военный атташе – всегда официальный разведчик. Советник посла, консул – резиденты КГБ.

Вот что он пишет: «Приезжаю я в Женеву. В 1970‑х – центр международного шпионажа. Сразу же мне дают машину. Мне без неё нельзя, это рабочий инструмент. А «чистым» дипломатам, даже если они сынки партийных бонз, машину не дают – нужно же экономить. И вот заканчивается рабочий день, и «чистые» ребятки в пять часов отправляются играть в теннис или просто домой пиво пить. Я же сел в машину и поехал по своим делам. А возвращаюсь домой в два-три часа ночи. Ещё «чистые» очень осторожно относятся к валюте. А в моём распоряжении ещё и оперативный бюджет, который я трачу направо и налево. Местная контрразведка смотрит: ага, того угощаю в ресторане, этого, широко завожу знакомства. Так что вычислить разведчика довольно легко. Это меня беспокоило, говорю своему резиденту: «Как же так, если я по ресторанам пойду, то меня их контрразведка за два дня вычислит». Он мне отвечает: «Дуралей ты, Витя, ничему вас в Академии ГРУ не учат. Смотри, вот идёт мафиози, его легко распознать: татуировки, уголовный жаргон, пальцы веером. Все понимают, что это бандит. Но посадить его нельзя, пока не поймали на преступлении. То же самое с тобой. Они знают, что ты шпион, но нет чётких данных о твоей незаконной деятельности. Так что, если разведчик работает хорошо, прячет свои связи, контрразведка не может схватить его за задницу. А чтобы выслать половину посольства, нужен очень серьёзный повод с конкретными доказательствами».

– Наших дипломатов в Новый год выслали без всяких доказательств их шпионской деятельности, – хмурясь, сказал Барановский. – Чтобы насолить оставшимся работникам нашего консульства в Сан-Франциско, в числе выдворяемых из США дипломатов был даже шеф-повар, три года назад приехавший из Ярославля. Мастера русской кухни уж никак не отнесёшь к легальным агентам.

Журналист не согласился с разведчиком:

– Ян Казимирович, вы же сами мне рассказывали, что после войны нашим резидентом в Америке был молодой генерал-фронтовик. Так у него тоже была не дипломатическая «крыша». Он работал под прикрытием личного водителя советского военного атташе. Возил собственного заместителя и оставлял агентов ФБР в дураках.

Справка «АН» 

Печально знаменитая 9-я статья Венской конвенции гласит: «Принимающее государство может в любое время и без необходимости объяснения причины объявить любого члена дипломатического корпуса персоной нон грата (транслитерация латинской фразы persona non grata). Обычно лицо, объявленное персоной нон грата, должно покинуть страну, в противном случае государство может отказаться признавать это лицо членом дипломатической миссии».

Трюки с переодеванием

Обозреватель «АН» попросил ветерана наших спецслужб рассказать, как задерживали американских шпионов. В ответ Ян Казимирович только рассмеялся:

– Я уволился из органов сравнительно недавно. И хорошо помню о подписке о неразглашении тайны. Но вот как пишет об этом в своей книге бывший начальник 1-го отдела Второго Главного управления КГБ СССР генерал-майор Рэм Красильников:«К началу перестройки, в 1985 году, в СССР специально для разведывательных нужд из США доставили в московское посольство несколько автомашин с затемнёнными стёклами. И кроме того, манекены, имитировавшие сотрудников посольства, и даже маски для лиц – наподобие тех, какими пользовался Фантомас в знаменитом французском фильме. Американские разведчики рассчитывали с их помощью, как говорится, водить за нос нашу службу наружного наблюдения. И с этой целью применялись самые различные камуфляжи.

Например, манекен разведчика-агентуриста, который намечал провести встречу с московским агентом, демонстративно вывозили в противоположном направлении в обычной машине. Сам же агентурист в автомобиле с затемнёнными стёклами уезжал совсем в другую сторону. С этой же целью, чтобы отвлечь внимание контрразведки, использовались и маски. Так, бывший «второй секретарь» посольства маскировал свою внешность с помощью парика и накладных усов. Его коллега, работавший в такой же должности, любил наряжаться под рабочего и носил тёмные очки. А один из «атташе» посольства даже переодевался в женское платье – в таком наряде он проводил шпионские операции».

– Переодеваться в женские наряды шпионы из американского посольства в Москве не перестали и сейчас, – заметил обозреватель «АН». – Об этом на своей пресс-конференции на днях с возмущением говорил глава МИД РФ Сергей Лавров.

– Трюки с переодеванием – стары как мир шпионажа, – улыбнулся Ян Казимирович. – Это как кожаные перчатки. Помните Владимира Высоцкого:

Опасаясь контрразведки,

Избегая жизни светской,

Под английским псевдонимом

«Мистер Джон Ланкастер Пек»,

Вечно в кожаных перчатках, –

Чтоб не делать отпечатков –

Жил в гостинице «Советской»

Несоветский человек.

– Ирония, может, и уместна, но не слишком ли лояльны наши власти к американским шпионам? – спросил в конце беседы обозреватель «АН». – Ещё в 2014 году во время своего выступления на Лубянке Владимир Путин приводил такую цифру – 243 сотрудника посольства и консульств США установлены российскими спецслужбами как легальные агенты американской разведки. Почему их до сих пор не выслали? Отчего не выдворили из страны хотя бы 35 американских шпионов в ответ на высылку наших дипломатов? Опять миндальничаем!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram