Этой осенью грандиозный шпионский скандал разгорается в высших политических сферах Лондона. «Агентом Кремля» называют главу нынешнего правительства Англии. Британский лорд Майкл Эшкрофт инициировал расследование «странных» эпизодов в биографии премьер-министра Дэвида Кэмерона. В октябре этого года выходит книга, разоблачающая английского лидера.
Был ли Кэмерон завербован КГБ? Об этом обозреватель «АН» беседует с полковником в отставке Иваном Сергеевичем ШАПОШНИКОВЫМ.
Задание для агента влияния
И вновь вместо шотландского виски Иван Сергеевич угощает журналиста английским чаем с молоком. Разговор со старым разведчиком идёт о сенсационных вещах, и голова должна быть абсолютно трезвой.
– В какой стране было больше всего наших агентов влияния? – спрашиваю старого знакомого.
В ответ Шапошников хитро улыбается:
– Я вам не скажу за всю Одессу, но, на мой взгляд, в Лондон-граде. В столице Великобритании мы всегда имели своих людей на самом верху. Знаменитый перебежчик Ким Филби был вторым человеком в английской разведке. Большинство известных агентов, работавших на Россию, являлись выпускниками частных элитных школ. Бёрджесс, Маклин, Блант не нуждались в деньгах. Отпрысков аристократов и миллионеров мы вербовали либо на идейной, либо на любовной основе. Даже военный министр Джон Профьюмо через общую любовницу с нашим разведчиком Ивановым поставлял важную информацию. Впрочем, выдача государственных секретов – отнюдь не главная задача для агента влияния.
– Какое задание мог выполнять такой шпион? – спросил обозреватель «АН».
Немного подумав, полковник ответил:
– Подрыв государственного строя и развал страны. Именно этим в СССР занимались 43 агента влияния Запада из знаменитого «списка Крючкова».
– Может ли такой агент влияния помочь развалить, скажем, блок НАТО или Евросоюз? – продолжал забрасывать вопросами Шапошникова журналист «АН».
Полковник сначала неопределённо пожал плечами, но потом начал рассуждать:
– Почему бы и нет?! Например, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сразу после своего переизбрания в мае этого года пообещал до конца 2017‑го провести референдум о членстве Англии в Евросоюзе. Уже сейчас большая часть британцев настроена на выход страны из ЕС. На днях такой опрос по просьбе газеты DailyMail провела социологическая компания Survation.
Так, 51% из числа опрошенных британцев хотят выхода страны из ЕС, 49% – готовы остаться. В июле соотношение голосов было 46 на 54% в пользу сторонников пребывания в Евросоюзе. А что будет дальше? Наплыв эмигрантов ведь будет усиливаться.
– Но ведь сам Кэмерон выступает за сохранение страны в составе ЕС при условии значительного реформирования этого межгосударственного объединения, – возразил разведчику обозреватель «АН». – Тем более англичанин больше всех выступает за атлантическую солидарность, союз с США и против России.
Полковник усмехнулся:
– Кто громче всех кричит «держи вора»? Вот и агенту влияния всегда нужно маскироваться громкими заявлениями. Но слова – отнюдь не дела.
Шутка Медведева
Отодвигаю на край стола чашку с недопитым чаем. На освободившееся место выкладываю портативный компьютер. Открываю своё электронное досье на Дэвида Кэмерона.
Ещё в 2011 году на совместной пресс-конференции тогдашний президент России Дмитрий Медведев пошутил по поводу слухов о попытке советских спецслужб в 80-х годах завербовать нынешнего премьера Великобритании.
– Я уверен, что Дэвид был бы очень хорошим агентом КГБ, но в этом случае он никогда бы не стал премьер-министром Британии, – сказал Медведев.
В ответ на эту шутку полковник Шапошников лишь криво улыбнулся:
– Английский юмор, к которому за годы работы в Лондоне я так привык, гораздо тоньше.
Иван Сергеевич тоже отодвинул чашку с чаем и выложил на стол красную папку.
– Почему же очень хороший агент КГБ не мог стать премьер-министром Британии? – задался вопросом старый разведчик. – Ведь в политической карьере ему бы помогали не только родственные связи, но и отнюдь не глупые специалисты с Лубянки и Ясенево. Шутка Медведева явно неудачная.
Иван Сергеевич достал из папки несколько пожелтевших вырезок из английских газет:
– Почти десять лет назад в британских СМИ появились сообщения о том, что девятнадцатилетний Кэмерон посещал Ялту, и с ним произошёл случай, похожий на «попытку вербовки в КГБ». Об этом в интервью Би-би-си рассказал он сам. Но в сентябре 2011 года уже в Москве премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон почему-то опроверг информацию о том, что в середине 80-х его пытались завербовать в КГБ. Зачем он отнекивается от своих ранних признаний? Чего испугался?
Обозреватель «АН» нашёл в своём журналистском досье на этот счёт мнение авторитетного эксперта. Генерал-лейтенант в отставке Н. предположил:
–В каждой шутке (особенно президентской) есть только доля шутки. Дмитрий Анатольевич Медведев знает о Кэмероне явно больше, чем говорит. Не раскрыл ли он невольно нашего агента влияния?
Справка «АН»
Дэвид Кэмерон – премьер-министр Великобритании с 2010 года. Лидер Консервативной партии Великобритании с 2005 года, член Палаты общин парламента с 2001 года.
Самый молодой премьер-министр в Англии почти за двести лет.
Дэвид любит готовить, увлекается теннисом, верховой ездой, охотой и футболом, болеет за английский футбольный клуб «Астон Вилла».
Откровения полковника Кузнецова
О ялтинских попытках вербовки двух молодых англичан корреспонденту «АН» ещё в 2011 году впервые рассказал ветеран советской контрразведки полковник в отставке Игорь Владимирович Кузнецов.К сожалению, пару лет назад он ушёл из жизни. Но остались подробные записи нашей беседы. Их и демонстрирую полковнику Шапошникову.
По словам ялтинского контрразведчика, к молодым англичанам был не один, а несколько вербовочных подходов. Ведь на странное поведение Кэмерона наша контрразведка обратила внимание ещё во время его путешествия после окончания престижного Итона. В сопровождении матёрого агента МИ-6 он ехал летом 1985 г. из Гонконга в СССР через Находку и Хабаровск по Транссибирской магистрали до Москвы.Парочка надолго запиралась в купе, зашторивала окна. Проводники, работавшие на КГБ, заподозрили в этих пассажирах британских геев. Мол, старый лорд везёт молодого любовника. Но, когда проезжали мимо стратегических объектов, шторки приоткрывались, на важных узловых станциях из окна их купе тоже выглядывали объективы фотоаппаратов.
В Москве «любовники» расстались. В Ялту Кэмерон отправился уже один. Там он встретился со своим другом Гриффитом. На курорте их и решили взять в вербовочный оборот. Но первый подход закончился полным фиаско.
Вот как рассказывают о нём два британских автора Френсис Эллиотт и Джеймс Хэннинг в биографической книге «Кэмерон. Взлёт нового консерватора»: «Пара русских вела себя весьма по-дружески и производила впечатление очень состоятельных людей… Заказанный ими столик в ресторане буквально ломился от икры и осетрины. И юные британцы охотно приняли этот щедрый подарок, ведь дарёному коню в рот не смотрят… Не откажись они от дальнейших контактов с русскими, Кэмерон и Гриффит вполне могли бы стать Бёрджессом и Маклином наших дней (члены знаменитой «кембриджской пятёрки» высокопоставленных советских шпионов в Англии)».
Обозревателю «АН» советский контрразведчик этот эпизод рассказывал несколько по-иному. По воспоминаниям полковника Кузнецова, в тот вечер за ужин они заплатили пятьдесят рублей. По червонцу на брата.
– Но вас же было четверо. Чисто мужская компания, наверное, пила только водку?
– Нет, пятеро, – Игорь Владимирович тогда наконец-то решил открыть все карты. – С нами вечером была ещё и Оксана. Кроме водки на столе был и массандровский портвейн.
– Но, по версии британского премьера, ужинали в сугубо мужской компании.
– Сначала так и было. А после пятого фужера вина и пятой рюмки «Столичной» к нам подсела девушка неземной красоты. Её оперативный псевдоним был Окса – незатейливое сокращение от настоящего имени. В ялтинском КГБ она недаром считалась лучшей «ласточкой».
К сожалению, полковник Кузнецов рассказывал о крымской ловушке КГБ очень скупо. Видимо, боялся ненароком выдать оперативные тайны:
– В тот вечер было выпито немало. Чёрная икра пользовалась у молодых английских аристократов большим спросом. А вот соблазнительная Оксана с грудью четвёртого или пятого размера оставила их равнодушными. Девятнадцатилетние парни с явным интересом посматривали на стройную фигуру Валерия – местного переводчика Интуриста с погонами старлея.
Обозреватель «АН» тогда спросил Кузнецова:
– Вы утверждаете, что Дэвид Кэмерон и его приятель Энтони Гриффит были гомосексуалистами?
– Среди развращённой английской аристократии это не считается большим грехом, – ответил Игорь Владимирович. – На таком дохлом компромате мы сынов Туманного Альбиона никогда не ловили. Это у нас в то время за мужеложество давали до шести лет тюрьмы. А на Западе геи сидят в креслах мэров крупнейших городов.
– Советская разведка в Англии никогда не чуралась вербовкой геев, – заметил по этому поводу полковник Шапошников. – Бисексуальность среди западных политиков – явление не новое. Они же во многом подражают римским патрициям.
– Чем закончился тот вечер в ресторане интуристовской гостиницы? – спросил журналиста Иван Сергеевич.
Полковник Кузнецов в своём рассказе утверждал, что первой ушла оскорблённая мужским невниманием Оксана. Потом отнесли в номер мертвецки пьяного Гриффита. Дэвид Кэмерон держался, но просил достать ему «травки» или чего-нибудь покруче.
Но давать наркотики тогда запретило начальство. Вместо этого на пляже к смазливым английским юношам оперативники контрразведки подвели двух ялтинских красавчиков. Эти фарцовщики-геи давно работали под крышей КГБ. Чем закончилась «голубая» вербовка? Документы об этом лежат в архивах российских спецслужб под грифом «Совершенно секретно».