Аргументы Недели → Шпионаж № 024(465) от 2.07.2015

Рай для разведчиков

Где лучше всего вербовать агентов

, 08:41 ,

Кое-кто считает: жизнь у сотрудников спецслужб – малина. Особенно у разведчиков. По работе они часто выезжают за границу, живут в дорогих отелях, бесплатно едят и пьют на различных встречах и приёмах. Словом, туризм за государственный счёт. Только знай себе добывай развединформацию и вербуй ценных агентов.

В каких условиях лучше всего работать разведчику? Какие опасности его подстерегают? Об изнанке шпионажа обозреватель «АН» попросил рассказать ветеранов российских спецслужб.

Ад на пляже

Меньше всего я ожидал встретить этих старых знакомых на средиземноморском пляже. Обозреватель «АН» скорее мог увидеть их в Абу-Даби, Индии, Чили или в любой из других 13 стран, где проходят крупнейшие выставки вооружений. Эти неприметные члены российской делегации часто появлялись там под разными фамилиями.

Например, с генералом Григорьевым мы познакомились в Ле Бурже под Парижем. Но не на знаменитом авиасалоне, а на летнем показе сухопутных вооружений. С Сергеем Владимировичем Ушаковым вместе смотрели военные корабли в порту Сингапура. С полковником Новиковым в молодости работали в Будапеште. В последние годы общались в основном по скайпу.

– Мир тесен! – после дружеских рукопожатий весёлой гурьбой завалились в пляжный клуб «Лотус».

В баре устроились за столиком у огромного телевизора. Тут же подлетела на роликовых коньках рыжеволосая официанточка в крохотной тунике и с маленькими белыми крылышками за спиной.

– Ангел на роликах? Оригинально, – заметил генерал. – Похоже, мы попали не в пляжный бар, а в рай.

Обозреватель «АН» заказал себе так полюбившийся на Кубе коктейль «Пина колада», Александр Константинович Григорьев, долгое время работавший в Мексике, предпочёл текилу «Омега», Сергей Ушаков по тайской привычке попросил себе «Май тай». Андрей Сергеевич Новиков решил, видимо, соригинальничать и выбрал напиток с задорным названием «Секс на пляже».

Пока ещё не принесли заказанное, обозреватель «АН» решил сразу взять быка за рога. Я попросил рассказать старых разведчиков о различных методах вербовки.

– Знаешь, какая вербовка самая примитивная и в то же время самая опасная?

Пришлось сознаться в невежестве. Ушаков дружески похлопал меня по плечу:

Это вербовка на пляже. Здесь контрразведка может применить несколько вариантов. Самый банальный – с подброшенными наркотиками.Человек пошёл купаться, а в это время сосед по лежаку, а чаще всего бродячий торговец, запросто может подбросить в оставленные вещи наркоту. Вышел из моря, а тебя уже ждут сотрудники отдела борьбы с наркотиками. Агенты этой спецслужбы сначала предложат сотрудничество. Откажешься – пеняй на себя. За кокаин, героин в странах Юго-Восточной Азии грозит смертная казнь. И тут уж ничьё заступничество не поможет. Помнишь, когда мы были на выставке в Сингапуре, там повесили за наркотики молодую англичанку. А за неё просила сама королева Великобритании.

По словам Сергея Ушакова, в Юго-Восточной Азии, например в Таиланде, спецслужбы в последнее время стали применять новую тактику шантажа при вербовке.На пляж подсылают красивых молоденьких таек. Но это не классическая «медовая ловушка». Теперь, мол, даже обнародованной связью объекта вербовки с проститутками хоть женского, хоть мужского пола никого не удивишь и не испугаешь. А вот за половые контакты с детьми дают большой тюремный срок. Педофилия жестоко преследуется в большинстве стран мира. Но европейцам порой трудно определить истинный возраст тайцев. Этим пользуются местные спецслужбы.

По телевизору начали показывать новости. Замелькало слово «Тунис».Потом пошли страшные кадры расстрела на пляже в Суссе. Все резко помрачнели. Стало понятно, как рай на любом средиземноморском пляже в мгновение ока может превратиться в сущий ад. Против атаки с моря террористов у туристов пока нет никакой защиты. Разведчики на пляже тоже без оружия.

Пятизвёздочная ловушка

После лёгкой разминки в «Лотусе» я пригласил троицу «мушкетёров» из разведки к себе в номер продолжить разговор под привезённую из Москвы бутылочку.

– В каком отеле ты живёшь? – поинтересовался Новиков.

Обозреватель «АН» похвастался, что поселился в крутом пятизвёзднике.

Разведчики дружно хмыкнули:

– Тогда ты под «колпаком» у британских или американских спецслужб. На шикарные отели у них заготовлена специальная компьютерная программа. Причём высшей степени секретности.

– Как называется эта шпионская программа и почему она имеет наивысшую степень секретности? – спросил обозреватель «АН».

– Судя по документам, похищенным Сноуденом, эта программа имеет кодовое название RoyalConcierge, в переводе с английского – «Королевский консьерж», – отозвался полковник Новиков. – Она распространяется на персон, интересующих английскую разведку. Разоблачение слежки за иностранцами всегда чревато дипломатическими скандалами. Поэтому эта программа и держится в строгом секрете.

– В каких отелях могут устраиваться ловушки? – поинтересовался журналист.

– В самых фешенебельных, – коротко ответил Андрей Сергеевич. – Всех и не перечислишь. Британской разведкой по всему миру отслеживалось более 350 лучших гостиниц.

– Как работала эта система? – добивался подробностей обозреватель «АН».

Полковник Новиков стал пересказывать документы, опубликованные в немецкой прессе. Оказывается, всё начиналось с электронного перехвата. Благодаря ему сотрудники британской спецслужбы заранее узнавали о том, что какая-либо интересующая их делегация или иностранец остановится в определённом отеле. Это позволяло не спеша проводить там подготовительную работу. Чаще всего это могла быть установка прослушивающей аппаратуры на телефоны и видеокамер в номерах или же подселение в соседние номера своих агентов. Устраивались и «медовые ловушки». Операция «Королевский консьерж» продолжается уже больше двадцати лет.

– И сейчас программа автоматически сопоставляет заявки о бронировании с адресами электронной почты и прицельно просматривает их на предмет известных правительственных адресов, например с окончаниями gov.xx, – разъяснил некоторые технические подробности полковник Новиков. – Потом данные «Королевского консьержа» становятся предпосылкой для агентурной разведки и возможной вербовки.

– Для контрразведки отели – это пиршество вербовщиков, – заключил свой рассказ Андрей Сергеевич. – А для разведчиков международные выставки – любимое место работы.

Близок на выставке локоть

 

Впрочем, с ним не во всём был согласен генерал Григорьев.

Выставки вооружений тоже не рай для разведчика, – сказал Александр Константинович. – Там нос к носу сталкиваешься с различными службами безопасности. Как говорится, близок локоть, да не всегда укусишь. Каждого конструктора или представителя оружейной фирмы караулят, словно невесту на кавказской свадьбе.

Обозреватель «АН» решил подлить масла в костёр разгорающегося спора и вспомнил книгу перебежчика Виктора Резуна, печатающегося под псевдонимом Суворов, «Аквариум»:

А– Резун-Суворов здорово пишет о вербовках на выставках. Особенно мне понравилось про «демонстрационный чемоданчик».

Александр Константинович снисходительно посмотрел на меня:

«Дипломат» с двойным дном и зеркалами, где пачки долларов визуально утраиваются?

Мне оставалось только кивнуть. А генерал презрительно цедил:

– Дешёвый трюк для кино. Ни одна бухгалтерия не даст столько наличных для демонстрации. Тем более сейчас на Западе у всех пластиковые карточки и больше двадцатки в портмоне никто не носит. Это только русские в кошельке доллары и евро таскают.

– Резун-Суворов пишет, что на выставке офицер разведки имеет по две-три моментальные вербовки. Причём на каждую отводится по 2–3 минуты, – не унимался обозреватель «АН».

Генерал только усмехался:

– На хорошую вербовку не жалко и годы потратить. Но в одном прав этот негодяй: выставка – это «Шанхай», здесь всегда водоворот народа и работать, конечно, проще. У тебя – десятки, сотни контактов. Рот у разведчика обычно не закрывается. Знакомясь, болтаешь, как конферансье на концерте. Помните, как на военно-морской выставке в Сингапуре, где на приёме экзотической еды было навалом, я потом с голодухи съел у вас в журналистском корпункте последний кусок краковской колбасы?

– Резун-Суворов пишет, что советская разведка на выставках в основном работала с мелкими фирмами, где нет службы безопасности. А как сейчас?

Генерал пожал плечами:

– По-разному. Конечно, никому не хочется лоб в лоб сталкиваться с контрразведкой. Но настоящие секреты, как правило, у больших концернов и корпораций. И хранят они их как зеницу ока.

Обозреватель «АН» сразу вспомнил, как на одной из крупных выставок вооружений он попытался снять на видеокамеру американский стенд, возле которого стояла табличка «Съёмка запрещена». Изображение именно этого стенда всё время получалось размытым. «Специальный экран», – пояснили потом наши специалисты.

– Почему наши в последнее время многие новые образцы техники и вооружения выставляют напоказ? – спросил ветеранов-разведчиков журналист. – Говорят, этой осенью на выставке в Нижнем Тагиле под стеклом будут показывать знаменитую «Армату».

– Вряд ли на Урале для западных разведчиков будут созданы райские условия, – отозвался Александр Константинович. – ФСБ тоже не лаптем щи хлебает.

Справка «АН»

Юбилейная десятая Международная выставка вооружения Russia Arms Expo 2015 пройдёт 9–12 сентября в Нижнем Тагиле. Одним из участников мероприятия должна стать научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», которая может представить новейшую отечественную боевую гусеничную платформу «Армата». Аудитория выставки составляет более 20 тысяч человек.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram