Вторую мировую войну нередко называют войной машин. Сейчас куда более грозным оружием, чем самолёты и танки, являются атомные бомбы и ядерные боеголовки стратегических ракет. Но применять их равносильно самоубийству. Третья мировая война, как считает специалист по кибербезопасности одной из российских спецслужб Виктор Александрович ПРОКОФЬЕВ, будет войной компьютеров.
Нефтяной вирус
Нет ничего тягостнее, чем лежать на больничной койке в ожидании операции. Но от тоски спасает компьютер. Вот и сейчас на экране макбука возникает знакомое лицо:
– Привет! Каким ветром тебя занесло в хирургию? – подполковник Прокофьев иронически улыбался. – Наверное, как Шумахер, катался на лыжах по чёрным трассам? Или по примеру Чубайса гонял по чужим горам на квадроцикле?
Говорить о своих болячках не хотелось, поэтому буркнул:
– Старые раны…
Но разговор всё равно пошёл на не самые приятные темы. Обсуждали рост цен, падение рубля, обвал котировок на нефть. Виктор Александрович по электронной почте даже сбросил недавнее интервью директора Службы внешней разведки России (СВР) Михаила Фрадкова журналистам агентства Bloomberg. В нём главный российский разведчик обвинил США и западные компании в спекулятивной атаке на позиции российского рубля. По его мнению, спекулянты и некоторые иностранные спецслужбы приложили руку и к обвалу цен на нефть. «США и их союзники хотят сместить президента Путина и провести смену руководства в России. Это желание стало явным для многих и перестало быть секретом. Никто [на Западе] не хочет видеть сильную и независимую Россию», – заявил глава Службы внешней разведки РФ.
– Как конкретно супостаты вредят нам? – спросил я у подполковника Прокофьева.
Тот сразу оседлал своего любимого конька и стал рассказывать о компьютерном шпионаже. Начал с кибердиверсий американцев и израильтян против иранской ядерной программы. Они с помощью специально созданного компьютерного вируса Stuxnet отбросили её на несколько лет назад.
Впрочем, совсем недавно американской антивирусной компанией Symantec и российской Лабораторией Касперского был обнаружен вирус ещё более совершенный, чем Stuxnet. Он получил имя Regin. Специалисты склонны считать, что этот вирус написан по заказу одной из западных разведслужб – очень уж гибкие и филигранные технологии в организации кода использованы. На сегодня Regin – самая сложная и изощрённая вредоносная платформа, с которой сталкивались специалисты по кибербезопасности.
Американская газета Financial Times пишет, что, скорее всего, Regin предназначалась для использования против российских и саудовских компаний и интернет-провайдеров. Этот вирус выуживал всю секретную информацию, касающуюся нефти этих стран.
Справка «АН»
Сотрудники военного ведомства США используют в работе свыше 15 тыс. компьютерных сетей, к которым подключены более 7 млн. компьютеров. Сайт и компьютерные системы самого Пентагона – объекты многочисленных хакерских атак.Примерный ущерб, нанесённый компьютерными взломщиками оборонной промышленности США, оценивается в один триллион долларов. Только за одну недавнюю кибератаку из компьютерных систем министерства обороны США было похищено 24 тыс. файлов.
НАТО боится кибератак
Виктор Александрович переслал по электронке ещё несколько материалов из иностранной прессы. Меня особенно заинтересовали сообщения о недавних секретных учениях кибервойск НАТО.
Financial Times рассказывает, как в берёзовой роще неподалёку от эстонского города Тарту, в 50 километрах от границы с Россией НАТО готовилась к кибервойне. Именно здесь альянс провёл крупнейшие в своей истории киберучения.
Они были настолько секретными, что в прессу сообщили о них лишь после того, как учения практически закончились. Натовские военные опасались, что инсценировка нападения вымышленных хакеров может сама стать мишенью для хакеров реальных. В киберучениях приняли участие более 670 военнослужащих и гражданских специалистов из 80 организаций из 28 стран.
Кибератаки могут быть не менее опасными, чем обычные атаки. Они могут полностью отключить важную инфраструктуру и серьёзно повлиять на наши операции»,– сказал после этих секретных учений генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
«Пентагон отныне классифицирует кибератаки со стороны иностранных государств как акт агрессии и предусматривает возможность применения в ответ военной силы», – сообщает американская газета Wall Street Journal.
Глава разведывательной службы Германии Ханс Георг Маассенс тоже боится кибершпионажа.Он объяснил это тем, что экономика, оборона и международные отношения страны являются целью для хакеров. По его словам, ежедневно регистрируется более трёх тысяч кибератак на веб-ресурсы правительства страны и компаний ФРГ, пишет.
«Мы наблюдаем небывалый рост кибератак на IT-инфраструктуру немецкого правительства и компаний», – заявил он, уточнив, что около пяти кибератак ежедневно представляют серьёзную опасность. При этом глава разведывательной службы отметил, что они, как правило, исходят из России или Китая. «Они настолько изощрённые, что мы не можем смотреть на них сквозь пальцы», – подчеркнул он.
– Западная пресса любит выставлять русских в качестве агрессора, – прокомментировал эти материалы подполковник Прокофьев. – Но у самих рыльце куда больше в пуху.
В доказательство своих слов он привёл такие данные. В начале октября секретарь Совбеза России Николай Патрушев рассказал о том, что за последние полгода российский сегмент Интернета подвергся хакерским атакам 57 миллионов раз. По его словам, это связано в том числе с сочинской Олимпиадой, а также присоединением Крыма и ситуацией на востоке Украины.Он сообщил об активной деятельности зарубежных спецслужб, экстремистских и террористических групп, а также преступных образований.
Как видим, третья мировая война ещё не началась, а обмен компьютерными ударами идёт уже вовсю. Не перерастут ли виртуальные сражения в реальные? Такая опасность есть.
Недавно координатор Госдепартамента по вопросам киберпространства Кристофер Пейнтер заявил, что США оставляют за собой право использовать любые средства, в том числе и военные, для отражения кибератак. По его словам, на данный момент самая серьёзная проблема заключается в том, как определить, кто именно стоит за той или иной атакой. Поэтому к военным ударам власти будут прибегать лишь в крайнем случае. Скорее всего, будет война компьютеров. Не зря же президент США Барак Обама подписал план действий в случае сетевой агрессии. В документе определено, в каких случаях военные должны будут просить у президента разрешения на кибератаки вражеских компьютерных сетей.
Авторитетное мнение
– Этот вирус очень опасен, – считает Костин Райю, руководитель центра глобальных исследований и анализа угроз Лаборатории Касперского. – Regin обладает возможностью точечно заражать корпоративные сети и позволяет перехватывать управление в них. Вредоносная программа ворует конфиденциальную информацию и обладает способностью осуществлять разнообразные атаки на инфраструктуру, которой управляют компьютеры.
В российских спецслужбах тоже считают, что вирусом Regin могут управлять разведки Запада. Этот электронный шпион не только способен проникать в закрытые сети нефтяных компаний и собирать там информацию, но и уходит по-английски – незамеченным.
Секретный доклад
США считают себя вправе отвечать реальными военными ударами на возможные атаки в киберпространстве. Об этом говорится в новом докладе, который Пентагон подготовил для американского Конгресса. Эксперты назвали этот 12-страничный документ «наиболее чётким заявлением Вашингтона о политике в области кибербезопасности».
Военное ведомство США прямо обвинило Россию и Китай в кибершпионаже с целью заполучить секреты Америки. «Китай и Россия рассматривают себя в качестве стратегических соперников США и наиболее активно занимаются сбором американской экономической и технологической информации, – говорится в докладе под названием «Иностранные шпионы, крадущие экономические секреты США в киберпространстве».
В нём сообщается, что по-настоящему эффективного противодействия ни американцы, ни британцы организовать кибершпионам не могут. Факт остаётся фактом: можно сколько угодно развивать систему ПРО и наращивать военный контингент, но при этом оставаться незащищёнными от сетевых войн. Причём лишь одна кибератака на секретные информационные массивы может нанести гораздо больший вред, чем деятельность десятков шпионов, работающих старыми методами.
Кибершпионаж приобретает особый смысл в свете бурного развития информационных технологий. Сейчас именно Россия и Китай занимают одни из лидирующих позиций по модернизации программного обеспечения, связанного как с распространением вирусного софта, так и с ликвидацией вирусных угроз.
– Представляешь, как они нас боятся, – сказал мне по скайпу Виктор Александрович. – Британским солдатам, которые прибыли на военные учения в Польшу, было дано указание не брать с собой смартфоны или компьютеры. И всё из-за того, что электронные устройства могут стать «целями российских кибершпионов». Так что в виртуальных сражениях мы их побеждаем.
В ответ я рассказал недавно услышанный анекдот:
«В 2025 году два русских танкиста пьют кофе возле Биг Бена в Лондоне, рядом их танки стоят, на броне следы от выстрелов английских противотанковых ракет. Один танкист говорит другому:
– Об одном жалею, в прессе пишут, что виртуальную войну англичанам мы проиграли».