Всё более сжимается кольцо карателей вокруг мятежного Донбасса. По данным разведки ополченцев, в Донецк и Луганск за последнее время засланы сотни вооружённых украинских диверсантов. Эти «партизаны», как называет их украинская пропаганда, во время штурма должны ударить с тыла, расчищая путь для наступающих.
Как обезвредить «пятую колонну» шпионов и диверсантов? На этот вопрос обозревателя «АН» отвечает бывший сотрудник военной контрразведки, а ныне историк спецслужб подполковник в отставке Павел Степанович СМИРНОВ.
В архив списывать рано
С Павлом Степановичем мы познакомились ровно год назад. В августе 2013-го в Центральном музее Вооружённых сил РФ проходила юбилейная выставка, посвящённая 70-летию военной контрразведки Смерш – «Смерть шпионам». Моим экскурсоводом на ней и был ветеран военной контрразведки подполковник в отставке Смирнов. Мои знакомые с Лубянки отрекомендовали его как самого лучшего специалиста по истории этой уникальной спецслужбы.
Но сейчас в нашей беседе мы сосредоточены на современности. Поэтому первым делом прошу моего собеседника прокомментировать заявление руководителей восставшего Донбасса о создании нового Смерша. Ещё в начале лета начальник контрразведки ополченцев Владимир Громов сообщил о формировании спецподразделения, которое будет противостоять шпионам и диверсантам. По его словам, деятельность данного подразделения будет адекватным ответом на действия украинской власти в Донбассе. «Мы стоим за ЛНР и Донбасс. Они убивают наших раненых, они получат адекватный ответ», – подчеркнул начальник контрразведки.
Он отметил, что подразделение будет аналогом Смерша, который действовал в СССР в период Великой Отечественной войны. «Врага в плен брать не будем. Будем уничтожать оккупантов, как бешеных собак», – гневно заявил глава контрразведки.
Внимательно выслушав эту информацию, подполковник Смирнов усмехнулся:
– Всё правильно, но горячиться не надо. Для контрразведчика важнее всего ясный ум и холодная голова. Именно эти качества помогли смершевцам победить в Великую Отечественную и гестапо, и абвер.
Павел Степанович не удержался от небольшого экскурса в историю. Он напомнил, что Главное управление контрразведки Смерш было создано 19 апреля 1943 года постановлением Совета народных комиссаров СССР. Этим документом Управление особых отделов из состава НКВД было передано в состав Народного комиссариата обороны, где на его базе организовано ГУКР Смерш. Руководить созданной структурой Сталин назначил комиссара госбезопасности 3-го ранга Виктора Абакумова.
Смерш просуществовал недолго, около трёх лет: с 1943 по 1946 год. Однако опыт, накопленный советскими контрразведчиками в годы войны, рано списывать в архив. Он изучается и применяется спецслужбами всего мира. И теперь его взяли на вооружение ополченцы Донбасса.
К стенке всех не поставишь
Каюсь, чтобы обострить нашу беседу, не удержался от провокационного вопроса:
– Правда ли, что сталинский Смерш был самой жестокой спецслужбой мира? Западные историки утверждают, что каждого третьего, попавшего в поле зрения советской контрразведки, расстреливали. Причём ставили к стенке прямо на месте…
– Не повторяйте чушь наших недоброжелателей! – перебил журналиста старый контрразведчик. – Всех предателей и шпионов к стенке не поставишь. Да это было бы и непрофессионально. В Смерше не уповали на жестокость. Там действовали куда более тонко. С 1943 года до окончания войны одних только радиоигр с помощью захваченных агентов было проведено 186. В ходе них на нашу территорию удалось вывести свыше 400 кадровых сотрудников абвера и гитлеровских приспешников, захватить десятки тонн грузов.
Однако обозреватель «АН» не унимался:
– Руководитель нового Смерша Владимир Громов заявляет, что ополченцы врага в плен брать не будут, а станут уничтожать оккупантов, как бешеных собак. Почему же Россия гостеприимно распахивает объятия для перешедших её границу украинских вояк? Кормит, поит, потом обратно переправляет на территорию Украины…
Подполковник Смирнов от досады машет рукой:
– И снова вы рассуждаете как дилетант. Действительно, окружённая группировка украинских войск численностью в 438 человек была принуждена 4 августа сложить оружие и выйти на нашу территорию. Это исключительно выгодно и для ополчения, и для России. Если киевский режим подвергнет этих солдат и офицеров репрессиям за произошедшее, то они сядут в тюрьму и на фронт уже не попадут. Если не подвергнет, то личный состав карателей получит наглядное подтверждение того, что можно безнаказанно оставлять позиции, бежать сдаваться, главное – делать это толпой. Дурной пример, как известно, заразителен.
– Но почему не только рядовых солдат, но даже комбата и других офицеров, которых российский Следственный комитет обвинял в военных преступлениях, тоже отпустили? – продолжал допытываться журналист.
– Думаю, с ними плотно поработали наши контрразведчики, – предположил Павел Степанович. – И кого из них завербовали, пусть теперь гадают спецы из Службы безопасности Украины. Хуже, чем быть под подозрением, на мой взгляд, ничего нет.
Справка «АН»
Смерш –название этой организации дал сам Сталин. Когда ему предложили назвать военную контрразведку «Смерть немецким шпионам», он заметил, что шпионы бывают не только немецкие. И тогда в секретном документе её назвали просто «Смерть шпионам!» – Смерш.
Не только названием эта организация наводила ужас на врагов. Только за первые 10 месяцев с начала её создания в германские разведывательные органы и школы были внедрены 75 агентов. Из них 38, то есть половина, возвратились, успешно выполнив свои задачи. Они представили сведения на 359 сотрудников германской военной разведки и на 978 шпионов и диверсантов, подготавливаемых для переброски в наш тыл. В итоге 176 разведчиков противника были арестованы, 85 явились с повинной, а пятеро завербованных сотрудников германской разведки оставались работать в своих подразделениях по заданию Смерша. Под влиянием нашей агентуры ряды власовской «Русской освободительной армии» покинули 1202 человека. А всего Смерш изобличил и захватил более 50 тыс. шпионов на территории Советского Союза и за его пределами.
Оперативные игры
Шпиономания во время войны – неизбежна. Её пытаются раздувать все стороны конфликта. Недавно советник шефа МВД Украины Антон Геращенко пообещал, что милиция и СБУ расширят разведывательную сеть внутри ДНР. Он посулил увеличивать число диверсантов-разведчиков не только за счёт кадровых силовиков, но и добровольцев из числа рядовых украинцев и «колеблющихся» ополченцев.
«Со времён Евно Азефа никто не придумал более эффективного способа борьбы с терроризмом, чем наличие в среде террористов своей агентуры. И мы в МВД, а СБУ у себя работаем над тем, чтобы у нас было побольше агентов внутри террористических организаций», – написал Геращенко на своей странице в Facebook.
Как известно, Евно Азеф был одним из руководителей Боевой организации эсеров, спланировавшим и совершившим несколько терактов в начале XX века. Азеф одновременно был секретным сотрудником полиции, он раскрыл властям множество революционеров.
Советник Авакова пояснил, почему вообще разглашает подобную, вроде бы секретную, информацию. «Я специально публикую эту информацию для того, чтобы террористы знали о том, что мы в МВД думаем и делаем всё, чтобы усложнить, а потом и сделать невозможной их «работу». Чтобы они чувствовали себя смертниками-камикадзе, идущими на очередной теракт как на последний в своей жизни», – особо подчеркнул Геращенко.
В ответ на это вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что советник Авакова выдал желаемое за действительное.
«Редкий гражданин Украины добровольно согласится работать шпионом СБУ в рядах ополчения. Ведь ему тогда придётся постоянно находиться там, где стреляют и убивают. Не думаю, что найдётся много людей, которые будут ползать под обстрелами «Градов» за 2–3 тысячи гривен. Думаю, таких идиотов будет раз-два и обчёлся, а толку с них не будет никакого», – сказал Пургин.
Однако преуменьшать опасность проникновения вражеской агентуры тоже не стоит. Недавно спецслужбы ДНР задержали в Донецке человека, который устанавливал радиомаячки на электроподстанции, о чём было заявлено спикером парламента Новороссии Олегом Царёвым: «Мы думали, почему такие точные попадания в подстанции (в ходе обстрелов со стороны украинских силовиков). По последним данным, за время спецоперации на востоке Украины выведено из строя 156 подстанций, 18 котельных, семь газопроводов».
По данным нового Смерша, основную часть агентуры составляли наводчики и координаторы огня, большинство из которых были местными жителями. Они открыто формировали группы в соцсетях, где обменивались координатами выявленных объектов ополчения. Использование Интернета не было «данью моде», просто эти новоявленные агенты не состояли в технической связи с украинскими разведывательными органами и выдавали информацию просто «в эфир». Лишь через несколько недель к этой деятельности подключились СБУ и военная разведка, которые принялись также через соцсети «раздавать задания». Вычислить таких интернет-агентов большого труда не составляло, поскольку, как правило, они не удосуживались шифровать свои ip-адреса.
Но современные средства коммуникаций можно применять и по-умному. Подполковник Смирнов считает, что использовать Интернет для оперативных игр – это творческое применение опыта сталинского Смерша во время радиоигр с противником. По соцсетям можно посылать не только «дезу», но и вести более сложные оперативные комбинации.