Личный телохранитель отвечает за жизнь своего подопечного. По неписаным законам спецслужб он не имеет права выпускать его из-под контроля ни на минуту. А вот Березовского бросили в одиночестве аж на пять часов… Обозреватель «АН» попросил прокомментировать действия личной охраны покойного олигарха бывшего начальника службы безопасности одного из российских миллиардеров Андрея Петровича Н.
Седьмая попытка не пытка?
С Андреем мы знакомы ещё с Чечни. В первую чеченскую он служил в Антитеррористическом центре ФСБ в отделе, охранявшем в горячих точках особо важных персон. Поэтому и разговор я начал с тех далёких времён:
– В Грозном или Итум-Кале, где мы с тобой впервые встретились, опасность тогда грозила из-за каждого угла. Но Березовский не боялся летать с тобой в Чечню выкупать заложников. Благодаря тебе и парням из «Вымпела» ни один волос не упал с его головы на войне. А нелепую смерть нашёл в тихом, мирном предместье Лондона. Почему?
Андрей Петрович не спешил с ответом. А потом пожал плечами и отрубил:
– Судьба.
Но меня такая лаконичность не устраивала:
– А может быть, дело в профессионализме охраны? Пожалел Борис Абрамович денег на крутых телохранителей, вот и поплатился за скупость.
Но Андрей не согласился:
– Березовский после шести покушений был просто помешан на своей безопасности. Охраняли его в Англии отставные спецы из французского Иностранного легиона и бывшие сотрудники израильской разведки «Моссад».
– Бывших в мире шпионажа не бывает, – подколол обозреватель «АН» своего собеседника.
Андрей усмехнулся:
– Понимай, как хочешь. Но официально все они были в отставке. Словом, пенсионеры.
– Ты тоже отставник, но никак не похож на дряхлого старпёра, – сделал я неуклюжий комплимент бывшему спецназовцу.
Мой собеседник лесть не принял и отшутился строкой из песни Высоцкого:
– «Я здоров, чего скрывать. Я пятаки могу ломать…» Но не уверен, что в одиночку смог бы предотвратить седьмое покушение на Березовского. Это только в боевиках побеждают агенты-одиночки. Нейтрализовать угрожающую организацию может только ещё более сильная организация.
Телохранитель – не слуга
– Семь покушений на Березовского? – в моём голосе явно звучали нотки сомнения. – По телевизору показывали последствия только одного.
Мне сразу вспомнились кадры развороченной взрывом машины. 7 июня 1994 года, когда «Мерседес» с Борисом Абрамовичем выезжал из ворот Дома приёмов «ЛогоВАЗа» на Новокузнецкой в Москве. Взорвался «Опель», припаркованный рядом с офисом. Березовского спасло то, что он сидел сзади не за телохранителем, как обычно, а за водителем. Бизнесмен получил ожоги и множественные лёгкие ранения – осколками стекла ему посекло лицо и руки. Очевидцы рассказывают, что когда Березовский вылез из «Мерседеса» спустя несколько минут после взрыва, у него дымились волосы на голове и одежда. Телохранитель получил тяжёлые ранения, а водителю и вовсе снесло полголовы.
– Березовского не только взрывали, его несколько раз пытались отравить, – заметил Андрей и раскрыл свой ноутбук. – Daily Mirror, например, в своей интернет-версии вновь перепечатала своё сообщение от июля 2007 года. Тогда какой-то таинственный человек был арестован в Лондоне вроде бы на пути к Березовскому с целью его убить. Но предупреждённый английскими спецслужбами, Борис Абрамович скрылся на это время. Задержанного человека продержали в тюрьме недолго. Его всё-таки потом выслали. Поскольку доказательств у полиции не было, чтобы его судить.
– Если на Березовского столько раз покушались, то почему перед смертью он остался всего с одним телохранителем? Да и тот его скорее не охранял, а просто прислуживал, выполняя личные поручения хозяина.
Андрей на минуту задумался, а потом ответил:
– Это типичная ошибка большинства миллиардеров. Часто свою охрану они рассматривают как обычную прислугу. Отсюда и команды: принеси-подай, съезди-привези. А ведь у телохранителя совсем другие задачи. У охранника мозги и руки должны заняты быть лишь одним – как обеспечить безопасность клиента. Я потому и ушёл от своего олигарха, что, несмотря на внешнюю демократичность, он относился к телохранителям как к быдлу. А начальник службы безопасности был у него то ли дворецким, то ли камердинером…
А у меня, журналиста, в памяти всплыли две пресс-конференции с Жириновским. Сам видел, как он зимой в грубой форме посылал своего телохранителя за лёгкими туфлями, забытыми в машине. В тёплых сапогах ему было жарко. А недавно по телевизору показывали, как он орал в Киеве на свою охрану, когда девушка-оппозиционерка, аккредитованная на пресс-конференцию как журналистка, забросала российского политика капустой. Впрочем, в президента Буша в Ираке тоже метали ботинком. И хвалёная секретная служба США не предотвратила этот позорный на Востоке инцидент.
Андрей между тем продолжал рассказывать, как охраняют богачей. По его словам, многим из них телохранители нужны просто для имиджа. Вот и берут в охрану шкафоподобных качков. На профессиональном сленге их зовут гориллами. В Лондоне пять таких с виду суперменов из французского Иностранного легиона охраняли Березовского на знаменитом судебном процессе против Абрамовича. А в доме всегда дежурили бывшие сотрудники «Моссада».
– Своя рубашка ближе к телу, а охрана из соплеменников всегда кажется надёжнее, – заметил по этому поводу Андрей.
Справка «АН»
«Моссад» – «Ведомство разведки и специальных задач» – политическая разведка Израиля, по своему назначению и функциям сравнимая с американским ЦРУ. Считается одной из самых эффективных и профессиональных спецслужб в мире. Главный офис организации находится в Тель-Авиве. Основные оперативные подразделения размещаются в пригородах столицы Израиля. Количество занятых кадров предположительно достигает 1200 человек. Деятельность «Моссада» глубоко засекречена, и информация об этой спецслужбе и её работе появляется, как правило, либо много лет спустя после событий, либо в результате неудач и провалов. До конца 1990-х официально не разглашалось даже имя начальника службы.
Кто охранит от охраняющих?
Такой вопрос задавали ещё с древности. Люди всегда знали: по-настоящему предают только самые близкие. И не будем вспоминать хрестоматийную «Песнь о вещем Олеге», в которой князь принял смерть от верного коня. Куда ближе к нашему случаю гибель индийского лидера Индиры Ганди. Её убил личный телохранитель-сикх. Да и в гибели американского президента Джона Кеннеди, говорят, замешаны охранявшие его спецслужбы.
Много вопросов у следствия должно возникнуть и к единственному на момент смерти Березовского охраннику БАБа, бывшему сотруднику «Моссада» Ави. Почему он на такое долгое время бросил своего клиента? Где он был всё это время? Кого мог впустить в дом?
Как пишет лондонская газета Telegraph, «предприниматель Борис Березовский незадолго до смерти отправил своего единственного охранника выполнять ряд поручений и оставался в особняке один». Но всё это лишь утверждения самого телохранителя беглого олигарха. А как обстояло дело в реальности?
Для профессионального спецназовца достаточно нескольких секунд, чтобы ликвидировать свою жертву. Понятное дело, что 67-летний Борис Абрамович, никогда не отличавшийся богатырским здоровьем, не мог оказать должного сопротивления удушению. Поэтому и на теле покойника не осталось никаких следов борьбы. А сымитировать повешение в ванной уже было плёвым делом.
В британской прессе сообщается, что труп был «полностью одет». Где-то даже сказано, что он был в верхней одежде, как будто готовился к выходу на улицу. В любом случае полностью одетый человек обычно в ванной не запирается. Да и вообще не понятно, зачем запираться в ванной, если ты в доме один. Это же не московская коммунальная квартира, а английский замок. Ни к чему это даже в случае самоубийства.
В том-то и дело, что дверь, запертая изнутри, – отнюдь не установленный следствием факт. Это всего лишь показание охранника, подлежащее проверке.
– Кстати, охранник Ави – не просто главный свидетель. Он главный подозреваемый, по крайней мере, должен им стать, – перебил своей репликой ход моих рассуждений Андрей. – Березовский в силу своего еврейского происхождения по-настоящему доверял только своим соплеменникам. И лучшей в мире службой безопасности он всегда считал «Моссад».
– Но ведь они не уберегли от покушения главу Израиля? – возразил обозреватель «АН».
Андрей не стал спорить. Ведь не спасли спецслужбы Израиля и Бориса Абрамовича Березовского. И тут не помогли ни опытные охранники из «Моссада», ни старинный дом, похожий на крепость, напичканный различными электронными системами слежения.
Бывший начальник службы безопасности российского миллиардера – дока в современных средствах охраны. Поэтому Андрей задался вопросами: где записи с камер наблюдения? Где телеметрия с датчиков движения и инфракрасных сенсоров? В конце концов, разве у телохранителя не было специального устройства на телефоне, датчика «тревожной кнопки», который говорил бы: с хозяином проблемы! И это у охранника с опытом работы в «Моссаде»?
Наконец, с самоубийством не согласуется отсутствие предсмертной записки. А покойник любил эффекты. Вряд ли он ушёл бы из жизни молча, никак не объяснив своё решение. И никого не обвинив в своём самоубийстве.
Если Березовский убит, то кем? Точнее – по чьему заказу?