Рузвельт в своей кампании против «изоляционистов» активно опирался на творческую элиту США: писателей, артистов, деятелей кино. Это сегодня мы частенько обижаемся на голливудские фильмы о Второй мировой: мол, американцы тянут одеяло на себя, можно решить, что Победу янки добыли... Но ведь в те годы Голливуд был почти стопроцентно «наш». В войну здесь вообще снимались не просто антифашистские, а порой и буквально просоветские картины, сама атмосфера была проникнута симпатией к «русским союзникам». В немалой степени это стало результатом деятельности двух замечательных разведчиков - супругов Михаила Исааковича и Елизаветы Ивановны Мукасей.
Искусство заводить друзей
Мукасеи тогда не добывали военные и научно-технические секреты (по крайней мере про это нигде не упоминается). Они решали другую задачу.
В 1939 г. Михаил Исаакович приехал в Лос-Анджелес в качестве советского вице-консула (легальная разведка). Работа строилась «с учетом местности». Лос-Анджелес - это Голливуд, а Голливуд - не просто «фабрика грез», конвейер кинопроизводства, богема... Знаменитые артисты, писатели, интеллектуалы были вхожи в коридоры высших государственных учреждений США. Даже люди ранга Рузвельта любили пооткровенничать со звездами. Зачем же упускать возможность? И обаятельный русский вице-консул Майкл быстро обзавелся полезными связями.
Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенк, Аким Тамиров (не очень известный у нас, но очень популярный тогда в США артист русско-азербайджанского происхождения), писатель Теодор Драйзер, композиторы Сергей Рахманинов и Дмитрий Темкин, музыканты Леопольд Стоковский и Владимир Горовиц, режиссер Орсон Уэлсс, музыкальный продюсер Борис Мороз... Все они посещали встречи, концерты и кинопросмотры, устраиваемые консулом Мукасеем. А кое-кто потом доверительно делился с Майклом и Бетси впечатлениями о встречах с «великими мира американского». Фактически становясь источниками разведывательной информации, которая представляла исключительный интерес для Центра.
Агент Чаплин?
Тут важно правильно расставить акценты. Напомним историю, которую «АН» как-то рассказывали (№30 - 26.07.07) Вот человек сообщает Мукасею о предстоящем нападении гитлеровцев на СССР. Делает это явно сознательно, пусть и не зная об истинной работе Михаила Исааковича. В любом случае Майкл - вице-консул, он, пусть по этим каналам, но все равно даст знать в Москву. Но можно ли говорить про нашего агента? Ведь это - великий Чарли Чаплин! О плане нападения он узнал в разговоре с Элеонорой Рузвельт, женой президента.
Чаплин не нуждался ни в наших деньгах, ни в нашей поддержке.
Но он ненавидел нацизм. У него сложились очень теплые отношения с Майклом (в доме Мукасеев артист был частым гостем). А в американской (точнее «прорузвельтовской») элите в тот момент воцарилось понимание: наш враг №1 - Гитлер, а не русские. Разными путями (через нашего посла в США К. Уманского; через беседы сотрудников американского посольства в Германии со своими советскими коллегами и т. д.) Вашингтон доводил до сведения Москвы информацию о переброске немецких дивизий, о носящихся в Берлине слухах... Слова Э. Рузвельт Чаплину наверняка были еще одним каналом.
Кстати, Москва весьма оригинально отблагодарила артиста за симпатии к СССР. Чаплин, записывая одно из обращений к советским людям (организованное Мукасеем), неожиданно для самого себя выпалил: я люблю всех вас, ваших детей и даже ваших животных. С подачи Мукасея очень скоро очередной торговый пароход привез для Чаплина из России... медвежонка. Довольно долго зверь жил в чаплинском доме, пока не подрос и не был сдан в зоопарк.
Никто не застрахован
Доказательства того, что Михаил Мукасей - офицер советской разведки, ФБР получило лишь в 1947-м. Один из его «контактов», Борис Мороз, запутался в финансовых проблемах своей фирмы, ждал неприятностей и сделал «ход конем»: явился в ФБР с повинной. Мороз был более связан с другим нашим разведчиком - Василием Зарубиным, заинтересовавшим нас когда-то своими выходами на крупного американского политика Уэнделла Уилки... Так или иначе, ФБР взяло Мороза под крыло, он стал двойным агентом. В этом качестве действовал еще несколько лет, впоследствии написал «разоблачительную» книгу. Сдал многих. В том числе - Мукасея.
Но Михаила Исааковича и Елизаветы Ивановны в США уже не было. В 1943-м они отбыли в Советский Союз. Через несколько лет снова выехали за рубеж уже в качестве нелегалов. Надо полагать, что решение о новой командировке руководство приняло с учетом работы Мукасеев в Голливуде. Ее Центр оценил очень высоко.