Накануне Второй мировой войны в Кремле прекрасно понимали всю опасность, которую представляет для мира Третий рейх. Советская разведка, стремясь заручиться источниками достоверной информации, вела там интенсивную вербовочную работу. На основе наводок, полученных от компартии Германии, создавалась Красная капелла. Число завербованных агентов уже в тот период достигало 300.
Выпускник духовной семинарии - разведчик РККА
Но была в Германии еще и более заманчивая цель. Ее представляли арийцы, надеявшиеся предотвратить войну. Среди них было немало руководителей вермахта, абвера, МИДа и представителей национальной олигархии (в 1944 г. гестапо арестовало 7 тыс. представителей оппозиции Гитлеру). Они были убеждены, что Гитлер ведет Германию в могилу и надо его остановить, пока не слишком поздно.
Трудность заключалась в том, что Москве эта категория лиц, названных условно Черной капеллой, не симпатизировала. Тяготела больше к Лондону. Несмотря на это советская разведка предпринимала активные меры для вербовки и этой категории источников информации. Для этого использовались возможности в среде так называемой Белой капеллы, которая состояла из перевербованных еще в 20-30-е гг. белогвардейцев. Стратегической целью Москвы было объединить возможности сетевых структур стратегического влияния под названиями Белая капелла и Черная капелла.
На эту роль и был выбран вариант с подставой генерала А. Власова.
Сразу после начала революции выпускник духовной семинарии 17-летний Андрей Власов ушел в Красную армию. Окончил пехотные курсы комсостава РККА в Нижнем Новгороде и в 1919 г. участвовал в боях на Врангелевском фронте против банд батьки Махно. Был командиром взвода пешей и конной разведки. В 1937 г., пройдя все ступени армейской лестницы, А. Власов командовал вторым отделом штаба Ленинградского военного округа, т.е. отвечал за всю чекистскую работу округа.
Как оперативник имел репутацию офицера, способного выполнить любое задание, требующее особого умения ориентироваться в складывающейся обстановке и самостоятельно принимать адекватные решения. В начале 1938 г. по ходатайству Разведуправления РККА полковника А. Власова, получившего первый псевдоним Волков, откомандировали в резидентуру Разведупра в Китае. Крыша - советник штаб-квартиры Чан Кайши в должности начальника штаба при главном военном советнике Гоминьдана А.И. Черепанове. Позднее полковник Андрей Власов становится главным советником китайской армии Чан Кайши по линии Разведупра РККА. В его задачу входили обеспечение тактической поддержки освободительной войны Китая и вербовка агентуры влияния. Но командировка Власова в Китай носила еще и специфический характер.
Начиная с 1939 г. советская военная разведка приступила к подготовке грандиозной операции по внедрению Власова в логово нацистов - Берлин. Благоприятные условия для этого заключались в том, что военным советником Германии при гоминьдановском правительстве в Китае, а заодно и руководителем разведки Чан Кайши, был оберфюрер СА Вальтер Стеннес. Советской разведке он был известен тем, что в 1932 г. основал оппозиционный Гитлеру «Союз революционных национал-социалистов», за что был арестован, но выпущен на свободу по ходатайству Германа Геринга и отправлен в Китай, подальше от своих единомышленников.
Власова могли пристрелить
В основу «подставы» высокопоставленного и авторитетного советского командира были положены его происхождение, «свободное поведение» и «скрытое» недовольство происходившими в СССР процессами. Как это принято, началась целенаправленная «накачка имиджа» Власова. Для немецких шпионов, которыми довоенный Шанхай буквально кишел, советника Чан Кайши Власова делали недовольным советской властью высокопоставленным советским офицером. В его пользу играли крестьянское происхождение, религиозное образование, склонность к прекрасному полу и выпивке.
Но к большому огорчению ГРУ в Китае немцы на одинокого Волка не клюнули. Карты спутал сам Стеннес, который по своей инициативе встретился с сотрудником шанхайской резидентуры ИНО НКВД Николаем Тищенко и стал добровольным источником информации советской политической разведки в Китае. Раскрывать свои планы перед НКВД Развед-
упр, естественно, не стал. Игра двух могущественных разведок мира - ГРУ и абвера - только еще начиналась. Тем не менее, находясь в Китае, полковник А. Власов сумел добиться значительных оперативных результатов, за что впоследствии был награжден орденом Ленина. В 1939 г. советская разведка в Китае имела свыше 600 источников информации. Во многом благодаря усилиям советника Власова. При этом одним из агентов влияния являлась и жена самого генералиссимуса, очарованная мужскими достоинствами Андрея Власова.
За свои успехи в качестве агента типа Ромео Власов получил от супруги Чан Кайши золотые часы ручной работы. О серьезности работы полковника Власова свидетельствует его личный переводчик в Китае, который утверждал, что Волков приказал ему при малейшей опасности его пристрелить. В сентябре 1939 г. обязанности главного резидента советской разведки в Китае были возложены на посла СССР Александра Семеновича Панюшкина. Разведупр
отозвал Власова из Китая.
Подстава продолжается
В начале января 1942 г. ГРУ Генштаба продолжило операцию по подставе генерала Власова командованию вермахта. К 1942 г. в плену у немцев оказались более 4 млн. красноармейцев. Угроза переброски этого, не ждавшего милости от советской власти контингента на фронт или (что еще хуже) в тыл могла стать гибельной для Красной армии. Еще в октябре 1941 г., по данным НКВД, были арестованы 657 364 солдата, отступавших или отставших от своих подразделений. Из них 25 878 были расстреляны, причем более трети - перед строем. Тем не менее число военнопленных красноармейцев росло.
Взять под контроль и нейтрализовать угрозу использования немцами в своих интересах пленных красноармейцев было решено с помощью опытного агента влияния военной разведки А. Власова. При этом было предложено использовать богатый довоенный опыт по созданию легендированных антисоветских организаций (операция «Трест» и др.) для внедрения своих людей в политические структуры противника. Сталин одобрил план, после чего руководство этой операцией перешло в ведение его личной стратегической разведки. Предварительно решили проверить способность Власова выполнять подобного рода задания. Поручили сформировать из заключенных ГУЛАГа дивизию. Власов выговорил себе право амнистировать тех, кто проявит храбрость в боях, и создал такую дивизию, которая сражалась прекрасно. Убедившись в способности А. Власова, Сталин дал разрешение Стратегической разведке начать операцию по подставе Власова вермахту.
Машина заработала. Риск расшифровки исключал оперативную переписку. Для создания благоприятных условий 8 января 1942 г. на одном из участков Ленинградского фронта на немецкую сторону под видом парламентера перешел военинженер 1-го ранга Иван Иванович Иванов в сопровождении двух капитанов. При встрече с уполномоченным командующего вермахтом Иванов уведомил последнего о том, что в Ленинграде существует группа высокопоставленных военных заговорщиков, готовых на борьбу с коммунизмом.
Первый акт операции
В этот период генерал-лейтенанту А. Власову было поручено возглавить находившуюся на грани окружения 2-ю ударную армию. В ее штаб генерала привезли Лаврентий Берия и Климент Ворошилов. В те времена не всякого генерала «доставляли» в армию главные люди страны. Это был первый акт задуманной Ставкой тайной операции. Расчет делался на его скорое пленение немцами. С целью увеличения значимости Власова в их глазах он был назначен заместителем командующего Волховским фронтом.
Ночью 12 июля 1942 г. возглавлявший попавшую в окружение 2-ю ударную армию генерал А. Власов и горстка сопровождающих его солдат вышли к старообрядческой деревне Туховежи и укрылись в сарае. Ночью в сарай, где нашли пристанище окруженцы, ворвались... нет, не немцы! По сей день неизвестно, кем на самом деле были эти люди. Согласно одной из версий, это были самодеятельные партизаны. В действительности это была оперативная группа, выполнявшая «втемную» задание Судоплатова по обеспечению «надежной доставки агента влияния по нужному адресу». В ту же ночь генерал Андрей Власов и сопровождающие его бойцы были переданы «пронемецки настроенными» партизанами регулярным немецким войскам. Говорят, что перед этим генерала сильно избили. Заметьте - свои... Видимо, для закрепления легенды.
В поддержку операции внедрения Стратегической разведкой был разработан ряд мер, направленных на обеспечение ее успеха. В частности, была проведена операция, целью которой было убедить немцев в предательстве генерала. До абвера по имевшимся каналам была доведена информация о том, что по приказу Сталина на предателя Власова охотится более 42 разведывательных и диверсионных групп общей численностью 1600 человек. Понятно, что подчиненные Судоплатова не смогли достать генерала. Но никто, как это было принято, за неисполнение приказа не пострадал.