1 сентября вступит в силу новый закон об образовании, который специалистами был встречен довольно критически. Этот документ, по мнению многих учёных и преподавателей, завершает разрушение системы образования в стране. Группа депутатов хочет провести через Госдуму изменения, хоть как-то смягчающие вредные последствия законопроекта.
В прошедший понедельник первый заместитель председателя комитета нижней палаты по образованию и науке Олег Смолин предложил предоставить выбор ученику: сдавать ему ЕГЭ или традиционный экзамен. Олег Смолин, давний и, пожалуй, самый яростный противник ЕГЭ, уверен, что предлагаемый компромисс будет принят. Все помнят многочисленные скандалы этого лета со списыванием результатов тестов. Тысячи учеников выпускных классов стали переводиться из больших городов в районные или даже деревенские школы. Ясно почему: там пониже контроль, да и взятки давать легче. За введение частично устного или двухуровневого экзамена высказались недавно министр образования Д. Ливанов, и председатель профильного комитета Госдумы В. Никонов, и даже Дм. Медведев.
Однако в этот же понедельник, когда г-н Смолин рассказывал в Москве журналистам о возможных изменениях, премьер Медведев, будучи на Кавказе гостем молодёжного форума «Машук», заявил, что система ЕГЭ «работала и будет работать». Этот человек вдруг вспомнил свою молодость, когда существовали выпускные экзамены: «…во многих школах завышали оценки. Это была практика». Противники ЕГЭ на этот аргумент отвечают тем же: система устроена так, что в завышении оценок заинтересованы все.
И школьникам, и учителям, и даже губернаторам надо, чтобы оценки были «получше». Именно по этому «объективному» показателю судят об их работе. А полноценное обучение из-за нововведения превратилось в элементарное натаскивание. Но Медведев упёрся как баран: «Систему единого госэкзамена надо совершенствовать». Кто знает, может, совершенствовать будут и в правильном направлении? Увидим 26 августа, когда соответствующие поправки не согласных с новым законом должны будут обсуждаться в комитете Госдумы по образованию.
Больше всего шансов у желающих хоть что-то исправить в законе – это введение обязательного для всех выпускников экзамена – сочинения. «Проблема письменных коммуникаций сейчас как никогда актуальна», – поддерживает смолинскую идею член Общественной палаты, директор Образовательного центра «Царицыно» Ефим Рачевский, кстати говоря, сторонник сохранения ЕГЭ. Кроме того, считает педагог, сочинение должно продемонстрировать то, что фиксируется в документе «Аттестат зрелости»: зрелость логики выпускника, зрелость его интеллекта.
Но главная цель критиков нового закона – отменить правила предоставления бюджетных мест в вузах. Нехитрое сравнение старого и нового нормативов даёт впечатляющий результат – бесплатные места сократят со следующего года более чем на треть! С 2000 года доля студентов-бюджетников уже упала с 59,6 до 37,2%. Таким образом, получить высшее образование бесплатно становится крайне трудно, если совсем невозможно: в новом законе об образовании нет гарантии бесплатного обучения в магистратуре после бакалавриата. Только звание магистра даёт полноценное высшее образование и право поступать далее в аспирантуру.
Но есть ещё одна проблема: где выпускники будут получать высшее образование, хоть платное, хоть бесплатное. Минобр только что запустил месячный мониторинг проверки эффективности вузов. На сей раз будут проверять не только государственные, но и коммерческие университеты и институты. Все говорят о необходимости ликвидации конвейеров, откровенно штампующих дипломы о высшем образовании. Но первый опыт по проверке «на вшивость», состоявшийся прошлой осенью, внушает серьёзные опасения, если не страх. Тогда в «неэффективные» попали такие вузы, как РГГУ, МАРХИ и Литературный институт.
Следующая проблема: кто будет обучать выпускников высшему образованию. В декабре Медведев подписал документ, по которому профессорско-преподавательский состав в стране будет сокращён до 2018 года на 44%. А нагрузка оставшихся преподавателей увеличится на 28% и, по некоторым оценкам, достигнет 900–1000 часов в год. И это при низкой заработной плате. Так что, по мнению некоторых экспертов, кто ещё сможет уехать за границу – уедут. И это будут лучшие.
Возникает также вопрос: а кто в университетах тогда будет заниматься фундаментальной наукой? Ведь под знаменем переноса исследований в вузы министр Ливанов идёт в бой на «неэффективную» Российскую академию наук. Кстати, несколько дней назад под аплодисменты Минобра сомнительный лауреат Нобелевской премии, профессор Манчестерского университета Гейм предложил провести аудит РАН иностранцами. То есть британская или американская академия должна проверить, всё ли у нас в порядке. «Это не страшно», – говорит Гейм в интервью Газете.ру. Хочется продолжить цитатой из фильма «Щит и меч», которую произносят дети в концлагере, уверенные, что их отравят офицеры СС: «Это не страшно. Как будто заснёшь».