Елена Воробьева: изменений в процедуре сдачи экзаменов выпускниками не будет
№ () от 3 апреля 2023 [ «Аргументы Недели Кубань» ]
На пресс-конференции для журналистов печатных и электронных СМИ министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева рассказала об итоговой аттестационной кампании в учебных заведениях, а также о реализации на Кубани федеральной программы «Профессионалитет».
Помимо этого, министр уделила большое внимание теме качественного образования и воспитания учащихся в школах, рассказала о мерах комплексной поддержки кубанских педагогов, строительстве и модернизации образовательных учреждений, а также об организации школьного питания.
Все четко и слаженно
Министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева, говоря об аттестационной кампании этого года, уточнила, что в процедуру сдачи экзаменов выпускников девятых и одиннадцатых классов никаких нововведений не внесли. Есть схема, отработанная годами. Она отлаженная, поэтому не было никакого смысла что-то серьезно менять в механизме сдачи экзаменов.
Правда, есть изменения, но они никоим образом не касаются выпускников общеобразовательных учебных заведений. Если конкретно, то речь идет о получении экзаменационного задания. Запланировали так, что это происходит непосредственно в аудитории, где проводится единый государственный экзамен.
Елена Воробьева сказала, что уже второй год проводится сканирование работы после ее сдачи учеником. Конечно, возникает вопрос: сможет ли увидеть свою отсканированную работу экзаменуемый? Без проблем! Для этого учащийся должен загрузить ее из облака, то есть из хранилища данных, используя для этого пароль. Согласитесь, нет никаких сложностей.
Как было сказано, с каждым годом в краевом центре число учащихся школ возрастает примерно на десять тысяч. Естественно, количество выпускников растет гораздо меньшими темпами. Из 760 тысяч школьников в Краснодарском крае 312 тысяч составляют учащиеся начальных классов.
По словам министра, в прошлом году основной государственный экзамен сдавали 69 тысяч человек. В этом году это число составляет семьдесят тысяч. Единый государственный экзамен в минувшем году сдавали немногим больше 23 тысяч человек, в этом году число учащихся составляет 24 тысячи.
В 2022 году в Краснодаре ОГЭ сдавали четырнадцать тысяч человек, в этом году — немногим больше шестнадцати тысяч. Единый государственный экзамен сдавали четыре с половиной тысячи человек, в этом году число учащихся на тысячу больше.
Как уточнила Елена Воробьева, в аттестационной кампании в этом году задействовали сорок тысяч педагогов. Естественно, всё сделано для того, чтобы экзаменационная кампания прошла спокойно, с соблюдением всех положенных мер безопасности.
Быть востребованным
На пресс-конференции шла речь и о реализации в Краснодарском крае программы «Профессионалитет». Проект этот новый и уникальный. Его особенность заключается в синхронизации образования и экономики. Как было сказано, это новая программа обучения в ссузах, которая призвана решить вопрос подготовки кадров по рабочим специальностям. Проект должен сделать обучение в средних специальных учреждениях образования ближе к нуждам работодателей, в том числе за счет новых программ.
По словам министра, задачи и цели проекта — перезагрузить систему среднего профессионального образования. Создать принципиально новую отраслевую модель подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики. Сделать обучение таким, чтобы для трудоустройства не требовалась переподготовка, увеличить процент тех, кто сразу находит себе работу, организовать массовую подготовку кадров по востребованным специальностям.
Еще ряд важных моментов. Цель программы «Профессионалитет» — привлекать к инвестированию в колледжи работодателей, стимулировать их к внедрению в обучение своих технологий и компетенций. Речь идет также об оснащении колледжей и техникумов по последнему слову техники.
Как сказала Елена Воробьева, Краснодарский край и другие регионы страны активно работают над тем, чтобы привлечь работодателей в учебные заведения. Необходимо сделать так, чтобы они активно участвовали в отборе будущих специалистов для своих производств. Тем более для подготовки специалистов модернизируют учебные заведения под применение в обучении современных инструментов и технологий. И это очень важный момент, когда мы говорим о подготовке специалистов в тех же колледжах.
Елена Воробьева отметила, что «Профессионалитет» представляет собой единую общую программу, по которой необходимо научить ребенка профессии, которая будет максимально востребована работодателем, тем более сегодня востребованны рабочие профессии, которым обучаются юноши и девушки в кубанских колледжах и техникумах.
Достаточно сказать, что выпускники кубанских колледжей необходимы региону, потому как это рабочие кадры. Достаточно назвать Краснодарский торгово-экономический колледж, машиностроительный, технический и др. Краю нужны рабочие руки, и это факт. И очень важно, что в крае работодатель гарантирует трудоустройство тем молодым специалистам, которых отобрал для работы на своем промышленном предприятии.
Министр отметила, что Кубань активно участвует в федеральной программе «Профессионалитет». На базе учебных заведений, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, создано два кластера по профессиональной подготовке более тысячи студентов. Один из них — Анапский сельскохозяйственный техникум, который выпускает молодых специалистов в области виноградарства и виноделия. Второй кластер — в Ладожском многопрофильном колледже — также готовит специалистов для агропромышленного комплекса нашего края.
Вкусно и полезно
Так должно быть ученикам, питающимся в школьных столовых. И об этом было сказано на пресс-конференции с участием Елены Воробьевой — министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Она акцентировала внимание журналистов на том, что школьному питанию в регионе уделяется особое внимание. Ведь не зря говорится, что голодный ученик — это плохой ученик. Понятное дело, что сытый школьник, находящийся в комфортных условиях в стенах школы, и знания усваивает лучше. И это важный момент.
Как подчеркнула Елена Воробьева, задача заключается в создании в учебных заведениях всех необходимых условий для качественного школьного питания.
— И мы это делаем. Школьного питание у нас в зоне особого внимания и контроля,— подчеркнула министр.
Было сказано, что задача не только системы образования, но и родителей создавать все условия для того, чтобы ученики получали знания в комфортных условиях, а питание было сытным и полезным.
Комплексное решение
Обеспеченность учебных заведений педагогическими кадрами еще одна тема пресс-конференции. Для того чтобы решать этот вопрос, используется целый комплекс мер на уровне региона.
Елена Воробьева уточнила, что это происходит через развитие педагогических классов, целевой прием в высшие учебные заведения, с помощью федерального проекта «Земский учитель», а также посредством повышения престижа профессии педагога, создания для учителей современных и комфортных условий работы. И здесь важно то, что в крае реализуется социальная поддержка педагогов.
В Краснодарском крае подготовку будущих педагогов эффективно ведут восемь высших учебных заведений и шесть учреждений среднего профессионального образования — колледжей.
Отметим и поддержку классных руководителей школ на краевом и федеральном уровнях. Есть на региональном уровне и поддержка начинающих педагогов. Это ежемесячная стимулирующая выплата молодым специалистам, которая существует на Кубани уже не первый год.
Важнейшее условие
Важнейшее условие в процессе формирования личности — это ее воспитание. Особое внимание Елена Воробьева уделила воспитанию в школах подрастающего поколения.
По ее словам, воспитывать детей и подростков — это значит прививать им те ценности, которые позволяют уже взрослому человеку понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это мышление, мировоззрение, кругозор. Очень важно, чтобы выпускник школы был образован, патриотом своей страны. Любил своих родителей, уважал старших, знал историю своей Родины. В этом состоит задача системы образования и, конечно же, родителей.
Елена Воробьева отметила важность возвращения системы воспитания в систему образования.
— Школа воспитанием учеников занималась всегда, что бы там ни говорили. Просто спрос на такую работу в свое время был не таким большим. И родители не всегда были сориентированы на то, что необходимо ребенку в изменяющемся обществе. Часть родителей пыталась воспитывать своих детей самостоятельно.
В конце прошлого века, в девяностые годы, школа постаралась удержать базовые ценности, касающиеся воспитания личности. И это ей удалось. Ведь то, каким станет человек, было важно всегда, в любой период развития школьного образования. И это потому, что в центре внимание взрослого человека всегда должен быть ребенок,— сказала министр. — С этого года мы вошли в число пилотных регионов, а их в стране сорок пять, где ввели новую должность — советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями. Это человек, который призван помогать налаживанию воспитательного процесса в учебном заведении.
Когда мы говорим о вовлечении детей в интересные проекты, то, естественно, должен быть человек, который помогал бы руководству школы развивать учащихся по различным направлениям.
На Кубани детьми реализовано очень множество интересных проектов. В частности, проект «Большая перемена», когда дети, благодаря командной работе, не только победили, но и смогли получить финансовые средства на развитие своего проекта. «Движение первых» очень серьезный проект, который мы развиваем в Краснодарском крае. Ведь каждому ребенку очень важно, чтобы его ценили как человека, как творца, созидателя и верили в его силы,— подчеркнула Елена Воробьева.
«Движение первых» объединило школьников от шести до восемнадцати лет, учащихся колледжей, их наставников, а также представителей некоммерческих и общественных организаций. Цель движения — воспитание подростков, организация их досуга и формирование мировоззрения на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.
Как отметила министр, в рамках внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях классные руководители проводят еженедельный цикл занятий «Разговоры о важном». Центральные темы цикла таких внеурочных занятий — патриотическое и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология. Занятия также посвящены различным праздничным и памятным датам. Все они направлены на то, чтобы школьник рос как личность.
Учение с увлечением
— Сегодня само время диктует нам иное понимание смысла слов «система образования». От образования зависит очень многое, и национальный проект «Образование» — это новые возможности для учеников и педагогов раскрыть свой потенциал,— сказала Елена Воробьева.
Она напомнила о периоде пандемии, когда общение родителей и их детей стало тесным как никогда. Это неудивительно, потому как было время, когда многие находились на так называемой удаленке, то есть в домашних условиях. Значит, было время поговорить, решить те или иные семейные вопросы.
Так многие и сделали, воспользовавшись вынужденным карантином. Это был период, когда родители могли лучше узнать и понять своих детей, услышать их. И те, кто стремился к этому, способствовали тому, что их семьи стали крепче, чем до пандемии. А всё потому, что родители уделяли своим дочерям и сыновьям куда больше времени, чем до наступления карантина.
Как сказала министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева, сегодня мы впервые заговорили о суверенной системе образования. Конечно, в каждом государстве есть свои предложения, различные подходы к образованию. Правда, не все они приемлемы для нашей страны. И если они вредят нашему государству, то такие подходы, естественно, не нужны. И это вполне логично.
Когда речь идет о суверенной системе образования, то имеется в виду развитие нашей страны, несмотря ни на какие ограничения, ни на какие санкции, которые против нас выдвинуты.
— Система образования дает ребенку не только необходимый фундамент знаний, но и ориентир в жизни. Образование является средством самоопределения ребенка, формирует его как личность и т. д. И это нужно понимать.
Серьезная и важная задача всей отечественной системы образования, в том числе и Краснодарского края, чтобы дети, благодаря ей, раскрыли свои таланты, нашли любимое дело по душе, выбрали свой путь в жизни, который будет полезен не только им, но и обществу. И очень важно, чтобы каждый ребенок состоялся как личность,— подчеркнула министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Елена Воробьева уточнила, что для успешной реализации вышесказанного меняется программа образования. Идет работа над тем, чтобы ребенок мог применять знания, которые он приобретает. Появилось такое понятие, как функциональная грамотность. Речь идет о том, что мало обладать знаниями — очень важно их применять на практике повседневно и повсеместно.
— Важно понимать, что, с одной стороны, образование развивает у ребенка логическое мышление, а с другой — вооружает важными вещами: умением общаться с другими людьми, работать в команде, способностями развивать лидерские качества, быть коммуникабельными, целеустремленными и т. д. Это всё и должна делать система образования, поэтому неслучайно меняется сам стандарт образования,— уточнила Елена Воробьева.
Министр сказала, что в настоящее время по федеральному государственному образовательному стандарту занимаются учащиеся первых и пятых классов.
Это довольно большая часть детей. Первоклассники только начинают свой долгий путь в мир знаний, а пятый класс — это новый уровень школьного обучения, когда рядом с учащимися не только классные руководители и завучи. С детьми в период перехода в среднее звено учебного заведения начинают работать и четырнадцать школьных педагогов. И это очень важный момент в жизни учеников, идущих по дороге знаний.
— Все усилия направлены на сохранение хорошего качества академических знаний и на развитие функциональной грамотности детей. В новом году мы еще дальше шагнем в плане развития образовательного стандарта,— сообщила министр.
Что касается возвращения в школы уроков начальной военной подготовки, то, как сказала Елена Воробьева, сегодня Кубань изучает опыт других регионов нашей страны по внедрению НВП в школьный процесс. Предполагается, что учебный предмет будет представлять в каком-то виде модуль, а может даже стать частью такого учебного предмета, как основы безопасности жизнедеятельности.
Было сказано, что весьма важным звеном в плане обучения НВП может стать парк «Патриот» в Краснодаре. Начальная военная подготовка — это не только учебный предмет. Он, безусловно, будет носить еще и воспитательный характер. А всё потому, что школьников станут обучать правилам поведения в тех или иных нештатных ситуациях. Кроме того, было сказано, что общение с пришедшими в школу на патриотические уроки участниками специальной военной операции носит воспитательную направленность.
Писатель Николай Чернышевский говорил: «...не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Как не согласиться с классиком! Ведь хорошее образование — это путь к совершенству и успеху. Поэтому в крае всё делается для того, чтобы система образования выходила на новую ступень развития.