Происки Запада. Через игры детям меняют культурный код
7 апреля 2021, 10:50 [ «Аргументы Недели» ]
Почему в Российской империи и Советском Союзе выпускалось множество историко-патриотических настольных игр, а сегодня их почти нет? Из-за чего на российском рынке игр отечественная продукция составляет в лучшем случае десятую часть? Что с этим делать?
«Настолки» – часть культуры, часть искусства в широком смысле. Интересно прослеживать связи между играми и эпохой, видеть, как меняются времена и игры вместе с ними. Ещё интереснее – когда времена меняются, а игра морально не устаревает.
Когда вообще у нас появились первые «настолки»? Переводные – в XVIII веке, оригинальные – примерно в середине первой половины XIX века (одна из первых – «Новейшая географико-историческая игра» И. Гурьянова, 1824 год). Изучать историю через игру предложил ещё в конце XVIII века граф Ф. Ангальт, возглавлявший Сухопутный шляхетный корпус Российской империи, и даже изложил педагогические приёмы в своих книгах. В XIX веке издавались «настолки» по Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, Русско-турецким войнам. Далеко не всегда эти игры соответствовали точным научным данным, но зато выполняли важную задачу – привлекали интерес юношества к истории родной страны.
В советское время тоже издавалось немало историко-патриотических игр. Чего, увы, не скажешь о нынешней ситуации. В наших магазинах вы скорее найдёте зарубежные игры по русской истории: например, шведы выпускают «настолки» по Северной войне, Русско-шведской войне 1808–1809 годов, Советско-финской и Великой Отечественной войнам. Игры эти ориентированы прежде всего не на российского, а на европейского потребителя, и акценты в них расставлены соответственно. Это и понятно: если бы мы издали, скажем, игру по Полтавской битве, едва ли в ней сильно подчёркивалось бы превосходство шведской армии. Историческая «настолка» всегда была идеологическим проводником. Опыт популяризации отечественной истории через игру можно и должно учитывать в современной издательской и педагогической практике.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».