Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Образование № 21(715) 3–9 июня 2020 г. 13+

«Иванов, срочно к директору в личку!»

, 11:07

«Иванов, срочно к директору в личку!»

«Почему ты опоздал? Застрял в «пробке» по пути из кухни в комнату?» «Выйди и зайди в зум нормально!» «Учебный год заканчивается, скоро родители узнают свои оценки». Такие анекдоты сегодня гуляют по интернету, но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Почему онлайн-обучение стало для многих семей и педагогов испытанием на прочность? И какие важные уроки из этого полезного опыта должны извлечь все участники образовательного процесса?

Из-за пандемии система образования в последние два месяца резко перешла в виртуальный формат. По сути, ни у кого не было времени задуматься: а готовы ли учителя, родители и дети к «дистанционке»? У всех ли дома есть хороший компьютер, высокоскоростной интернет, наконец пространство для ребенка, где он сможет комфортно заниматься, не отвлекаясь на разговоры домочадцев, телевизор и т.д. А если папа с мамой тоже работают удаленно и им тоже нужен ноутбук? А если в семье трое детей-школьников? А если у родителей нет возможности обеспечить ученика необходимыми для учебы гаджетами? А если учитель не владеет навыками «цифрового преподавания»? Новый формат обучения обнажил множество таких «если».

В горы за интернетом

Участники прошедшего в Иркутске круглого стола «Итоги дистанционного обучения в Иркутской области» — руководитель Центра цифровой трансформации образования Института развития образования Иркутской области Александр Быков и руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Максим Парфенов сошлись во мнении: хотя в ходе реализации дистанционного обучения и были выявлены определенные сложности, их удалось преодолеть.

По словам Александра Быкова, с 15 апреля Институт развития образования осуществлял мониторинг, который помог выявить «недостаточную техническую оснащенность школ и семей учащихся, низкое проникновение интернета в населенные пункты Приангарья». Эксперт отметил общий низкий уровень цифровой грамотности учителей, родителей и детей.

Особого мониторинга, наверное, и не нужно, чтобы утверждать — далеко не все городские школы могут похвастаться наличием современных гаджетов для цифрового обучения, что уж говорить об учебных учреждениях в небольших поселениях. Есть в Иркутской области и такие уголки, где вовсе нет интернета. Ребятам приходилось, как говорили спикеры, выходить «в горы, чтобы поймать интернет».

На вопрос о том, сколько учеников области вообще не имеют дома компьютеров, спикер привел такой пример: из 6000 учащихся, которые должны были участвовать в видеоуроках, отсмотренных специалистами ведомства, примерно 600 учеников не смогли подключиться к сети. То есть около 10% ребят не имели компьютеров с выходом в интернет. А значит, эти учащиеся на два месяца, по сути, выпали из учебного процесса.

Черные квадратики

— Эти два месяца были достаточно напряженными, в наше ведомство и министерство образования области поступала масса звонков от родителей, — заявил Максим Парфенов. — Но по истечении времени обучение вошло в штатный режим, дети, учителя и родители приспособились к дистанционной учебе. Система образования гибко подстраивалась под текущую ситуацию. И мы смогли организовать в новых условиях с использованием дистанционных технологий достаточно качественное обучение.

Да, система образования, а вместе с ней родители и ученики проявляли большую гибкость. Вместе с сыном-восьмиклассником в первые дни «цифровой» учебы мы пережили много эмоций. Поначалу все это обучение вообще напоминало фильм ужасов: интернет вис, Дневник. ру падал, с заданиями была полная неразбериха, учителя в Я-классе скидывали тесты одновременно (а их надо было выполнять на время). Получалось, что ученик, к примеру, тратил полчаса на алгебру, а на русский язык ему оставалось всего пятнадцать минут. Сын с утра до вечера сидел за компьютером и психовал так, что однажды разбил мышкой монитор ноутбука.

Но через неделю-другую все утряслось, ребенок вошел в ритм и даже успевал отдыхать между тестами и проверочными работами. Овладел маленькими онлайн-хитростями: например, отвечал на уроках, оперативно используя информацию в интернете. Или выключал камеру и превращался в «черный квадратик», когда не хотел, чтобы его спрашивали. Кстати, многие ученики предпочитали во время уроков быть такими молчаливыми квадратиками. За время онлайн-обучения сын научился быстрее добывать в сети информацию и с большим интересом стал относиться к ненавистным ранее ОБЖ и биологии. Потому что учительница каждый раз анализировала его работы и подходила к этому не формально, а с юмором.

По словам детского психолога Марины Михалевой, у каждого ребенка свой ритм работы, индивидуальная восприимчивость. Кто-то схватывает на лету, быстро делает задания. Кому-то надо время подумать. Другие нервничают, волнуются, не всегда могут сконцентрироваться, когда кругом много детей. Как раз для медлительных, вдумчивых, склонных к индивидуальной работе детей формат онлайн-обучения подходит больше, чем работа в классе, помогает им лучше раскрыть свой потенциал.

Обучение или самообучение?

Упала ли успеваемость учеников за время дистанционного обучения? Получили ли ребята качественные знания или все выглядит отлично только в отчетности чиновников? Максим Парфенов ответил на этот вопрос так: «Судить об этом мы сможем осенью, по итоговым работам. Но для того в школах и работают профессионалы, чтобы в любом формате все сделать для того, чтобы подобных вопросов не возникало в принципе».

С этим можно поспорить. Навыкам цифрового образования учителям приходилось обучаться, так сказать, по ходу пьесы. Конечно, дистанционное обучение было и раньше, но лишь маленькими вкраплениями в обычную офлайн-учебу. По оценке аналитиков Института прогрессивного образования, претензии многих родителей во время дистанционной учебы касались именно цифровых навыков педагогов.

Опрошенные отмечали, что учителя зачастую не владеют методиками онлайн-преподавания и навыками удаленной передачи знаний.

Многие учителя, по наблюдениям родителей, просто давали детям домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника и законспектировать его. Но часто, чтобы усвоить новый материал, этого недостаточно. У нас в классе, например, видеоуроки проводили только учителя истории, географии и информатики. Другие выдавали тестовые задания и потом проверяли их. Так что фактически дети были на самообучении.

Правомерна ли такая модель обучения? «Нет, неправомерна, — единодушно считают эксперты, — где же сам процесс обучения, где дидактика? За это учителя, собственно, и получают зарплату».

Тогда возникают другие вопросы: могли ли школы проверять, насколько ответственно относятся учителя к дистанционной работе? Были у учебных учреждений инструменты для контроля за качеством и количеством проведенных онлайн-уроков? И не стоит ли руководителям образовательных ведомств организовать для учителей курсы цифровой грамотности?

Приложение «Мама с ремнем»

Говоря о новом формате обучения, Александр Быков подчеркнул важность сотрудничества учителей и родителей в процессе удаленного обучения: «С одной стороны, смогли ли учителя взять на себя роль тьюторов, которые сориентировали бы детей в информационном пространстве, с другой — смогли ли родители принять на себя роль соучастников в процессе обучения своих детей».

Все эксперты солидарны в том, что без содействия родителей результаты онлайн-обучения могли быть гораздо хуже. Во время удаленного обучения роль организатора процесса, надзирателя и плохого полицейского ложится на плечи родителей. Как говорит моя приятельница, помимо «Скайпа» и «Зума», детям нужно приложение «Мама с ремнем».

В нашем классе были ученики, которые скатились за эти два месяца с пятерок на тройки. У кого-то не было дома нормальных условий и современного компьютера для занятий, кто-то просто «забил» на учебу и не выполнял задания. А у родителей не хватало ни времени, ни сил, ни желания на то, чтобы помогать ребенку, контролировать его. Есть, конечно, ответственные, самостоятельные дети, которым не нужен ни кнут, ни пряник, ни орущая мама. Но таких немного.

Марина Михалева уверена: с самодисциплиной у современных детей проблемы. Они инфантильны, привыкли, что за них все решают взрослые. Поэтому во время удаленной учебы многие школьники чувствовали себя расслабленно или впадали в апатию из-за смены обычного ритма жизни. Они не могли правильно распланировать свой день. В результате задания сдавали не вовремя, а некоторые и вовсе их не делали. Из-за этого нередко вспыхивали семейные скандалы. У всех копились какие-то взаимные претензии. Так что дистанционное обучение для многих семей стало настоящей проверкой на прочность.

Мнение учителей

Елена Гришина, учитель русского и литературы

— Дистанционка — это костыли для образования, только немногие дети способны полноценно учиться в таких условиях. В нашей школе не все мои коллеги и не всегда проводили онлайн-уроки. Я провела все видеоуроки, правда, два класса у меня были объединены. Так что вместо четырех уроков проводила два. Массу времени занимала проверка работ, «домашку» надо было отправлять, еще и переписываться со всеми учениками.

Зато вопрос с дисциплиной на виртуальном уроке решался легко: выключишь у всех звук и сидишь в тишине, и ребята слышат только тебя. Многие хитрили — ученик вроде здесь, но видео и звук отключил, чем он там занимается, непонятно. Потом требую отправить классную работу, а ее нет. Значит, ребенок на уроке отсутствовал. Такая вот студенческая жизнь: кто хочет — учится, кто не хочет — того родители заставляют.

Учителю тоже надо время, чтобы освоить онлайн-обучение, там столько тонкостей. Проводить уроки я начала с первой недели, инструменты осваивала по ходу дела. Онлайн-урок — это целое искусство. Надо суметь наладить взаимодействие с учениками. Детям надо давать высказываться. Или кто-то хулиганит, рисует на доске. Ты в панике. Но потом находишь функцию «Показывать имена комментаторов», подключаешь — и все, хулиганы у тебя «под колпаком». Появляются новые возможности. Например, если на обычном уроке одномоментно только одного ученика успеваешь спросить, то тут задаешь вопрос, и они все быстро отвечают в чате. Ты сразу комментируешь — у кого правильно, а кто ошибся.

Я веду два класса. Один обычный, другой — коррекционный, ребятишки с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью. С первым классом было проще. По сути, все зависело от родителей. Над кем стояли мамы, те и учились. Другой класс — катастрофа. Некоторые из тех, кто неплохо учился в офлайне, на два месяца просто пропали. И дело даже не в том, что у них проблемы с интернетом и гаджетами, просто далеко не все дети способны проявить чудеса самоорганизации, а большинство родителей заняты добыванием средств к существованию. Так что, если когда-нибудь дистанционное обучение заменит традиционное, половина детей пойдет в дворники.

Юлия Филиппова, учитель русского и литературы

— В конце марта школу опечатали, а нас перевели на удаленную работу. В моем расписании напротив каждого урока зажглась буква Д (дистанционное обучение). Кошмар начался. Уходя на «удаленку», я захватила с собой школьный ноутбук со всеми настройками. Для меня этот прибор был, наверное, тем же, что и рация для Штирлица. Но рядом со Штирлицем была радистка Кэт. Со мной же не было никого. Программист я еще тот и многое делать не умею. Поэтому сразу отказалась от сложных экспериментов. Чат использовала как доску.

Первый урок был в 5-м классе. Дети подключились, но вот сам урок превратился в экскурсию по зоопарку. Кто тащил к камере своего хомяка, кто — собаку, кто — кошку. Я всех рассматривала и делала комплименты. Урока не получилось. Следующий урок был в 10 классе. Эти вообще выключили камеры. Передо мной на экране плавали аватарки. Тигр, хомяк, русалка… Надо было говорить о Наполеоне («Война и мир»). В комнату настойчиво порывался войти мой кот. Я сказала: «В нашем уроке хочет принять участие тот, кого так не любил Наполеон». После этого многие открыли камеры. Я продемонстрировала им кота Нельса. Контакт с классом был установлен. Правда, сработал этот прием только в 10 А. В других я все время общалась с черепами, Риком и Морти, даже Трампом.

В день на почту на проверку приходило до 50 работ. Я их читала и отправляла авторам с краткими замечаниями. Но проверять без красной ручки тяжело. Время шло, заканчивались мои силы, заканчивались силы учеников. В мае к уроку подключалось совсем мало учеников. И я поблагодарила этих ребят в конце учебного года. За их терпение и работу.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram