Школа должна давать знания и, как нам в очередной раз недавно напомнили в послании главы государства, воспитывать — так сказать, «сеять разумное, доброе, вечное». Ради этого, как мы слышим, постоянно и совершенствуется система, экспериментируют с подходами, стандартами, экзаменами. А что в итоге? На какой уровень мы подняли (или опустили?) планку школьного, да и вузовского образования? Что будем предпринимать, чтобы не было стыдно и страшно, когда мы думаем, какой багаж знаний за плечами у лечащих нас врачей, возводящих жилые дома строителей или проектирующих самолеты конструкторов?
Сами «звенья системы» — учителя — часто рисуют не радужную картину: а вы попробуйте поработать в переполненных классах и за скромную зарплату. Чиновники со своей стороны отчитываются в том, что делают все возможное, чтобы улучшить мотивацию педагогов и, как следствие, качество школьного образования. А теперь на горизонте образовалась еще реформа в сфере учительского роста.
Национальная система учительского роста (НСУР) должна быть внедрена в 2021 году. Такое нововведение заложено в федеральный проект «Учитель будущего». В основе реформы лежит новая форма аттестации учителей. Педагоги теперь будут сдавать своего рода ЕГЭ, чтобы выявить пробелы в собственных знаниях и компетенциях.
О совершенствовании школьного образования корреспондент «АН» беседовала с заместителем начальника отдела общего образования Министерства образования Иркутской области Викторией Фирстовой.
— В 2020 году вступают в силу несколько новшеств…
— Их утвердили уже давно. И на следующий год десятиклассники будут обучаться по федеральным государственным образовательным стандартам. А в 2022 году все классы начнут учиться по ФГОС. Система образования постепенно меняется, акцент сегодня делается на межпредметные связи, универсальные учебные действия, актуальна практическая направленность, работа над проектами, в команде. И на уроках делается упор не на решении задачи, а на решение кейса. Ученик должен расписать план решения, расписать шаги, необходимые для получения результата. Тут надо уметь мыслить комплексно.
Решить кейс — это означает самостоятельно проанализировать предложенную ситуацию и найти пути решения проблемы. Довольно-таки хороший способ развития мышления. Использование кейсов в образовательном процессе позволяет теоретические знания переложить в практическую плоскость. Также это помогает эффективно усвоить материал за счет высокой эмоциональной вовлеченности ученика, приобретения им определенных конкретных навыков.
— Кстати, о проверочных работах и экзаменах. Для того чтобы предотвратить процедуру списывания, задания ВПР теперь будут разные для каждой школы, ученикам запретят брать с собой на экзамен телефоны. Не кажется ли вам, что это излишние меры предосторожности и все это только добавляет ребенку стресса?
— Понимаете, вся система образования направлена на улучшение знаний ребенка, на его высокие результаты в учебе. Но этот результат должен быть реальным, а его оценка — объективной. Понятно, что списанная работа не может быть показателем уровня знаний школьника. Также и оценки бывают субъективны. Например, учитель всему классу ставит пятерки, а потом ребята не могут поступить в вуз. В этом и призваны помочь всероссийские проверочные работы, которые составляются на федеральном уровне. Для учителя это лакмусовая бумажка, которая показывает, достаточно ли он знаний дал, будут ли его ученики конкурентоспособными? Он смотрит на свою работу со стороны и видит свои пробелы, свои недоработки.
— Для чего сегодня предлагают ввести беспрерывную учебу для педагогов, а не повышение квалификации раз в три года, как это происходит сейчас? Из-за того, что уровень учителей сегодня недостаточно высокий?
— Я бы не стала это утверждать. Благодаря новой системе учительского роста учителям будет проще выявить свои недочеты.
Сейчас педагог прошел всероссийские проверочные работы и понял, к примеру, что у всего класса одна ошибка — нарушение логического мышления. Директор школы видит это и направляет этого специалиста на курсы повышения квалификации. Или обнаруживается, что педагог недостаточно объективно оценивает работы учеников. Умение правильно оценить работу — тоже важная компетенция. Директор школы видит пробелы и направляет специалиста на курсы повышения квалификации. В ближайшем будущем, в 2021 году будут созданы центры оценки качества профессионального мастерства учителей, куда каждый желающий сможет прийти и получить полную «диагностику» своих знаний и умений. Такой центр откроется и в Иркутске. Там проверят владение предметом, психолого-педагогические, методические, воспитательные компетенции специалиста. Учитель, пройдя через тестирование, получит все рекомендации. После чего он может обратиться в любой институт повышения квалификации, пройти обучение и решить свою профессиональную проблему.
— Чтобы поднять уровень обучения, нужно и материально стимулировать учителей. Какие возможности есть у педагога больше зарабатывать, не прибегая к подработкам?
— Вообще размер зарплаты учителей зависит от средней зарплаты в регионе. Это прописано в указе президента. Будет расти экономика в Приангарье, будут расти и зарплаты. С другой стороны, доход преподавателя зависит от нескольких моментов: от нагрузки, квалификационной категории, классного руководства, заведывания кабинетом, внеклассной дополнительной работы. В каждой школе есть стимулирующий фонд (он составляет 30% от всего фонда оплаты труда), с помощью которого руководство учреждения поощряет успешных педагогов. Если учитель подготовил олимпиадников, показавших высокие результаты, разумеется, его поощрят. С этого года, кстати, ввели доплату 5 тысяч за классное руководство, еще 20 тысяч правительство Иркутской области будет выплачивать работникам школ ко Дню учителя.
— Одна из проблем — загруженность учителя. У многих по несколько классов, много часов. И если школьник что-то не понял на уроке, подходит и спрашивает предметника после занятий: «Марья Ивановна, объясните мне, как решать уравнения?», то учительница, как правило, отмахивается: «Мне некогда, читай учебник!». А если в учебнике эта тема изложена недоступно?
— Дело в том, что новые федеральные образовательные стандарты как раз направлены на то, чтобы научить ребенка учиться, самому добывать информацию.
— Но в советское время такого не было. При этом, простите, учителя давали хорошие, фундаментальные знания…
— Советская система была основана на репродуктивных знаниях. То есть на повторении того материала, который объяснил на уроке учитель. Родители так и рассуждают: учитель должен дать, ученик — взять. Вот и весь процесс обучения. Но сейчас на таких знаниях далеко не уедешь. Раньше информация обновлялась раз в 20 лет. Теперь — раз в пять, мы живем в эпоху быстрой смены информационных потоков. Поэтому надо постоянно обновлять свои знания, постоянно учиться. И если раньше ребенок учился индивидуально (сам сделал задание — получил оценку), то теперь от него требуется работать в команде, где каждый отвечает за определенную часть проекта. Такие навыки и умения пригодятся ему в будущем — и на производстве, и в коммерческой структуре, и в научно-исследовательской работе.
— Разве такая направленность на командную работу не может нивелировать индивидуальность ученика, не мешает раскрывать личные способности?
— Ни в коем случае. Именно работа в команде выявляет лидерские качества ребенка. Ведь результат общего дела будет зависеть от результата каждого участника.
— Получается, и от учителя сегодня требуется не просто объяснять материал?
— Да, раньше роль учителя была авторитарной, главенствующей. Сегодня учитель должен идти с ребенком рядом. Современные дети подчас в определенных областях знают больше, чем преподаватель. Они более восприимчивы к новому, легче овладевают технологиями, могут усваивать большой объем информации, если она им интересна. Поэтому учитель тоже учится у детей.
— А учителя готовы идти рядом? Для этого же требуется поменять их профессиональное сознание.
— Да, это нелегко. Система образования не только у нас, во всем мире очень консервативна. Педагогам с большим стажем работы сложно перестроиться. Новые стандарты появляются и в высшей школе. Поэтому будущих учителей тоже учат работать в команде, делать проекты, выстраивать коммуникации, добывать новую информацию. То есть всему тому, чему потом они научат школьников.
— Повысилось ли за последние годы качество образования иркутских школьников? Есть какие-то данные, цифры в этой сфере и как вообще определяется рост качества знаний?
— Сложно ответить на этот вопрос. Потому что объем знаний, который был необходим выпускнику школы 10-20 лет назад, отличается от сегодняшнего. Теперь молодому человеку необходимо владеть гораздо большим багажом знаний и навыков. Судя по результатам единого государственного экзамена, за последние три года улучшения по многим дисциплинам есть. Но мы не берем в расчет средний балл. Не могут же все выпускники сдать экзамен на 100 баллов. Рост качества знаний мы оцениваем по тем ребятам, которые провалили испытания. Написали работу на два, то есть не овладели базовыми знаниями вообще. Число таких двоечников снижается. Вместе с этим увеличивается и количество выпускников, которые показали на ЕГЭ высокий результат.
— Оценка ученика по ЕГЭ — это показатель эффективности учителя?
— Нет, это было бы так, если бы все его ученики сдали экзамен одинаково успешно. Или наоборот — завалили. Насколько хорошо сдаст экзамен ребенок, зависит и от его индивидуальных особенностей, умения сконцентрироваться, от природных способностей.
— По рейтингу школьного образования PISA Россия находится далеко не в лидерах. Что это за рейтинг, кем и на основе чего он составляется?
— Это международные исследования, которые проводят раз в три года. Оцениваются учебные достижения учащихся школ в возрасте 15 лет из 79 стран. Эксперты проверяют математическую, естественно-научную, читательскую, финансовую грамотность 15-летних учащихся. Последние исследования состоялись в 2018 году. По результатам тестирования российские школьники на 30 месте по математике, на 31 месте по читательской грамотности (это умение анализировать текст) и на 33-м по естественно-научной грамотности (здесь оценивается умение подростка знания по физике, химии, биологии применять на практике). О чем говорят такие результаты? Дети могут прекрасно решать задачу из учебника, но не могут ответить на простой практический вопрос. В этом рейтинге оценивается умение ребенка анализировать, сопоставлять разные знания и применять их на практике. Как раз на развитие этих умений у школьников и направлены новые образовательные стандарты.
Учительские будни
Пока руководители всех уровней продумывают реформу за реформой, учителя проводят урок за уроком. И у них свой взгляд на сегодняшнюю реальность, проблемы и варианты их решения. И, скажем честно, отсутствие возможностей для непрерывного профессионального роста педагогов не особо тревожит. Что тогда? Слово самим учителям.
Юлия Михалева, стаж работы в школе 30 лет:
— У нас в школе хорошие условия для работы, мы обеспечены за счет школы бумагой для ксерокса и самим ксероксом, есть стимулирующие выплаты. Курсы в прошлом году выбирала сама, и сама их прошла. Свою работу люблю. Но все усложняет жесткое отношение администрации. Чуть что, тут же говорят: не нравится — увольняйтесь. Сложно складываются отношения с родителями. Они постоянно вмешиваются в нашу работу и всегда считают себя правыми. Они могут позвонить в любое время. Однажды после работы я была с ребенком в глазной клинике. В коридоре был полумрак. Я задремала. Вдруг звонок: «С вами говорит мама Литовца». Какой литовец? — соображаю я. С жителями Литвы я вроде не знакомилась. Почему мне звонит его мама? Понимаю, что это мама Максима Литовца, моего ученика. Она потребовала прокомментировать оценку сына за диктант и объяснить ошибки. А у меня 50 человек пятиклассников. Естественно, я не могу объяснить без тетрадки ошибки каждого. Пришлось растолковать это маме Литовца.
Порой ученики подозревают учителя в оскорблении его достоинства. Был у меня одиннадцатиклассник. Красавец: золотая копна волос, синие глаза. И имя носил необычное — Эльфат. Я как-то на уроке обратилась к нему Эльф, искренне считая, что это уменьшительное. Он подошел ко мне после урока и заявил, что я оскорбила его личность. И должна публично извиниться. Пришлось мне вместо урока по сказкам Салтыкова-Щедрина проводить урок по творчеству Толкина. И объяснять, что эльфы — это существа, близкие к природе, творческие личности, среди которых художники, поэты и музыканты. Мальчик понял, что в слове «эльф» нет ничего оскорбительного, и перестал на меня обижаться.
Василина Иванец, стаж работы 10 лет:
— О каком постоянном обучении можно говорить? У меня нагрузка большая, классное руководство. Вечером тетради. Работа и так занимает всю мою жизнь. А что будет при «беспрерывном росте»? А у меня семья, дети. Чтобы заработать, надо брать большую нагрузку, вести внеклассную работу. На свою жизнь, отдых, элементарное чтение книг времени не остается. И чем больше ты на себя берешь, тем больше копится усталость, тем больше ты профессионально выгораешь. Хороший учитель не тот, кто загружен по самые уши, постоянно учится и повышает компетенции. А тот, кто может позволить себе полноценно отдохнуть и вернуться к ученикам бодрым, неиздерганным, излучающим оптимизм.
Ольга Румянцева, стаж один год:
— Я пошла в школу, несмотря на небольшую зарплату. Получаю 22 тысячи. На прежней работе я получала гораздо больше. Но мне интересно работать с ребятами, и я ничуть не жалею о своем выборе. Один класс у меня коррекционный. Учится парнишка-аутист. Его обижают старшеклассники, а он даже сказать ничего не может. Вызвала маму, она взывала к человечности. На учителей старшеклассники уже не реагируют. Или вот мои пятиклашки сегодня подрались. Что ни день, то история. Мальчик угрожал мне выброситься из окна, потому что я поставила ему двойку по поведению. Я с ним провела воспитательную работу, выпрыгивать передумал, извинился передо мной. Сегодня было всего три урока, а я смертельно устала. Поэтому не беру большую нагрузку.
Яна Безрукова, заместитель директора института образования Иркутской области:
— Сегодня идет масштабная модернизация школьного образования. На всех уровнях власти понимают: чтобы поднять обучение на новый уровень, начинать необходимо с учителей, с повышения их профессионализма. Для этого нужен непрерывный педагогический рост. Проект «Учитель будущего» как раз направлен на положительные изменения в системе образования. Сегодня все управленческие структуры и методические службы объединились для того, чтобы наши педагоги стали действительно учителями будущего.
В 2021 году на базе нашего института открывается Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Деятельность его будет направлена на реализацию программ дополнительного профессионального образования «эксклюзивного» содержания, организацию и сопровождение программ стажировок, формирование площадок для развития профессиональных педагогических сообществ, активное использование цифровых технологий в образовательных проектах. А оценка профессиональных компетенций учителей будет проходить в центрах оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов. Такой центр будет открыт в нашем регионе также в 2021 году.
Какие компетенции сегодня необходимы учителю? Он должен уметь преподнести сухую науку творчески, чтобы заинтересовать ребят своим предметом. Уметь найти подход к разным детям, в том числе и к неусидчивым, рассеянным, медлительным. Но и родители в свою очередь должны привить ребенку интерес к учебе, новым знаниям и открытиям. Главное, чтобы взрослые сумели договориться и вместе помогали школьнику в процессе обучения и воспитания.