Аргументы Недели Сахалин → Образование № 39(581) от 5.10.2017

Сохраним язык - сохраним себя

, 01:53

05.10.2017  09:50:21

В преддверии Дня учителя корреспондент «АН. Сахалин» встретился с преподавателем русского языка и литературы южносахалинской школы № 22 Галиной Костенко. Галину Эдуардовну представили нам как педагога, выпустившего больше всего учеников, набиравших при сдаче Единого государственного экзамена 100 баллов.

«Всегда знала,  кем стану»

Галина Костенко родилась не только в другом государстве, но даже на другом материке – в далёкой Африке. В алжирском городе Батна отец проходил военную службу.

Папу переводили с одного места службы на другое, а следом за ним ехали и мы, вспоминает Галина Эдуардовна. – Объехали все страну, а когда я училась в девятом классе, отца перевели на Сахалин. С тех пор я здесь.

Когда решили, что будете учителем?

Это тот случай, когда о чем мечтал, то и произошло. В школе училась хорошо, любила гуманитарные предметы, так что вопрос о выборе профессии никогда не стоял. Окончила южносахалинский пединститут, была отличницей, правда, немного недотянула до красного диплома.

Помните свои впечатления, когда впервые переступили школьный порог?

Я дважды за время учёбы проходила практику в школе № 22 и работать пришла сюда же. Школа была только построена, и первое впечатление – много детей, школа кипит как муравейник. Первые уроки были в пятом классе, маленькие дети, их очень много (классы были тогда большие), а у меня совершенно нет опыта…

Представление о профессии менялось со временем?

Конечно. Не думала, что будет так сложно. До сих пор нетнет да и посещает мысль, что, может быть, зря я выбрала специализацию «русский язык и литература», может, нужно было остановиться на другом предмете (улыбается – Авт.)?

Что является самым сложным?

Учителю необходимо всегда соответствовать определённым требованиям. Чтобы чемуто научить детей, нужно сначала научиться этому самому. И просто открыть старые учебники и почитать, сегодня уже недостаточно. Другой сложностью является то, что не все ученики понимают всю серьёзность образования. Они не осознают ответственности, которая лежит и на них, и на нас, думают, что ктото другой решит их проблемы. Но это, наверное, присуще всем поколениям.

Нагрузки выросли

Вернулись бы сегодня в школу в качестве ученика?

Раньше, может быть, и вернулась, сегодня – сомневаюсь. Сейчас такие нагрузки испытывают ученики, от них так много хотят, что учиться сложно.

Говорят, современное образование легче советского. Ошибаются?

Если в чёмто современное образование и легче, то только в плане доступности материала: сегодня, чтобы получить интересующую тебя информацию, необходимо нажать несколько кнопок. А если говорить об образовательных программах, то они стали гораздо сложнее.

Сегодняшние дети похожи на детей ваших школьных лет?

Мне сложно судить, ведь я живу с ними сейчас, и мне кажется, что они такие, какими и должны быть. Дети как дети: хотят меньше учиться, больше отдыхать, легко получать хорошие оценки. Ну и, конечно же, умеют списывать, хитрить.

Спорите на уроках, например, при обсуждении литературного произведения?

Конечно спорим. Есть ученики, которые много читают, у них своя точка зрения на то или иное произведение. Бывает, не соглашаются с поступками героев, ведь смотрят на них с высоты сегодняшних дней, а не XIX века. Но всё же отмечают, что нравственные категории остаются такими же, меняться может только отношение к ним, и это не очень хорошо.

Что сегодня читают дети?

Я люблю заниматься проектной деятельностью, и этот учебный год закончила проектом «Рекомендую». Мои ученики приготовили работы, в которых рассказали, какие книги читают. Выяснилось, что читают очень много, причём произведения и авторов, которых мы не предлагаем. И Кинга читают, и Гессе, если разбирать по жанрам, преобладает фэнтези. Это был интересный проект, я для себя коечто почерпнула и позже почитала.

Читайте  классику

Какие произведения обязательны к прочтению всем без исключения?

Конечно же, Пушкин, «Евгений Онегин». «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского. Булгаков. Я очень люблю Булгакова, особенно «Мастера и Маргариту»: в этом произведении каждую страницу можно читать многомного раз и каждый раз находить там чтото новое, на что раньше не обращал внимания. Прочитать нужно роман Замятина «Мы», Распутина, Астафьева. Это достаточно современные авторы, которые уже и пишут подругому, и проблемы поднимают другие. Из зарубежных авторов рекомендую «Мартина Идена» Джека Лондона, будет полезно выпускникам.

А какое произведение сами недавно прочитали?

По рекомендации детей я прочитала Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» и «Мальчик на вершине горы». Познакомилась, чтобы говорить с учениками на одном языке. Небольшая книга, поднимает актуальные темы, правда, есть вопросы к мастерству автора. Сегодня литература для многих стала заработком, но, к сожалению, книги не всех авторов стоят тех денег, которые за них просят.

И много просят?

Недавно зашла в книжный магазин, посмотреть, что нового появилось. Смотрю, стоит Пушкин, Лермонтов, сборники стоят рублей 200 – 300, а современная литература – 800 рублей и выше.

Может, пора переходить на электронные книги?

Я бы их не рекомендовала, ими не очень удобно пользоваться. Да и не живые они. Интересно ведь вчитываться в произведение, делать пометки на полях, закладки, чтото подчеркивать для себя.

Секретов нет

Вы подготовили больше всех учеников, получивших за экзамен 100 баллов. У вас есть какойто секрет?

Нет никакого секрета. Мы же практически вместе с учениками ежегодно сдаем ЕГЭ, занимаемся самообразованием, учимся у педагогов нашего Института развития образования Сахалинской области. Они учат нас – мы учим детей. Нужно ведь сначала всё попробовать самому, без этого никакие секреты не помогут.

Как настраиваете учеников перед экзаменом?

Говорю, чтобы помнили, что я всегда гдето рядом, там, за плечом. И на ухо шепчу какието слова, чтобы ничего не забыли, не упустили. Когда они блестяще сдают экзамен, я счастлива вдвойне.

Что сложнее– ЕГЭ или традиционные экзамены?

Знаете, если бы у меня был выбор, в какой форме сдавать экзамен, я бы с большим удовольствием выбрала ЕГЭ. Школьники знают, что примерно их ждёт, могут посмотреть задания прошлых ЕГЭ, подготовиться. Кроме того, ЕГЭ – это замечательная возможность выпускникам, проживающим в отдалённых районах, в том числе и нам, сахалинцам, сдать экзамены и поступить в любой вуз страны.

Сегодня в интернете стало модным не обращать внимания ни на орфографию, ни на пунктуацию. Как вы считаете, почему важно знать свой язык?

Для каждого народа язык – это его идентификация. Если мы русские, то должны знать свой язык, уважать его, сохранять целостность. Сегодня с языком происходит чтото необъяснимое, чего нельзя допускать ни в коем случае. Самое поразительное, что запоминается в первую очередь неверное! И потом очень сложно переучивать. Поэтому, наверное, сохранить язык – это сохранить себя как человека своей страны, своего государства.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram