Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Образование № 16(507) от 27.04.16

Школьная форма как камень преткновения

, 09:12

Редакция «АН» продолжает проводить экспертные советы по самым актуальным проблемам, с которыми сталкивается наш регион. Школьная форма — казалось бы, тема, где не может быть проблем. Вот уже несколько лет учебные учреждения самостоятельно определяют, каким должен быть внешний вид учеников: где-то вводят строгую форму для каждой параллели с определенным фасоном одежды и цветовой гаммой, где-то просто настаивают на соблюдении делового стиля повседневного костюма. Но в этом и кроется загвоздка: поскольку нет единого стандарта, то и школы, и родители идут по пути «кто во что горазд», зачастую выбирая небезопасные для детского здоровья вещи. Помимо опасности для наших детей, некачественная школьная форма несет угрозу и всей российской легкой промышленности: региональные предприятия, соблюдающие технические регламенты и СанПины, не всегда могут конкурировать с турецкими и китайскими вещами широкого потребления, а власти в свою очередь производственников не поддерживают — ни рублем, ни просветительской деятельностью в среде родителей школьников. В проблеме разбирались ведущий Экспертного совета журналист Игорь Альтер, министр образования Иркутской области Валентина Перегудова, директор швейной фабрики «ВиД» Ирина Чикуленко, директор школы №23 Галина Бобенко, педагог-психолог школы №16 Альбина Демина, художник-модельер Андрей Терешков, а также представители родительского комитета Ирина Захарова и Наталья Олиленчук.

Форма есть, а единого стандарта нет

Рынок школьной формы в России — гигантский: у нас насчитывается более 14 млн учеников. В случае если во всей стране или хотя бы в каждом регионе будет введена единая школьная форма, то производители — крупные швейные фабрики и ателье, которых у нас более 250 — могли бы удачно распределить рынок и обеспечивать качественной повседневной школьной одеждой всех учеников. Однако формы единого образца в России нет, и то, как будут выглядеть дети на уроках, сегодня решают региональные власти.

«Федеральный закон «Об образовании» установил, что определение требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательных организаций, если иное не установлено субъектом РФ. Законодатель дал право регионам разрабатывать типовые требования к школьной форме. В 2014 году в Иркутской области это было сделано. Школьная форма должна носить светский характер, соответствовать деловому стилю одежды и ликвидировать социальные, имущественные и религиозные различия», — объяснила министр образования Иркутской области Валентина Перегудова.

Польза школьной формы для детей — вопрос, решенный однозначно. Педагог-психолог школы №16 Альбина Демина подчеркнула, что форма дисциплинирует детей, дает ощущение единства и коллективизма, повышает чувство собственного достоинства и уважения к себе. Старшеклассники обычно более критично настроены по отношению к единому стилю одежды, но, чтобы они не уставали от формы, специалисты рекомендуют школам вводить один свободный день — например, пятницу или субботу. Учителя с улыбкой называют такую меру «джинсоднем». Единый образец школьной формы в Приангарье вводить не стали (как почти во всех регионах России), ведь дети разные, любят разные вещи, да и единый вариант одежды попросту не практичен: например, некоторые недолюбливают пиджаки, другим не нравятся жилеты. В итоге право определять, в чем ежедневно на уроки будут ходить ученики, отдается школам, объясняет министр образования. По словам Валентины Перегудовой, учебные учреждения выходят из ситуации по-разному. Есть школы, которые определяют дресс-код буквально одним словом — «строгий», подразумевая, что джинсы с рваными коленками, короткие юбки, платья с декольте и одежду всех цветов радуги ученикам носить нельзя. Иногда прибегают к более определенным правилам — например, классическое «черный низ — белый верх» для всех учеников. Есть школы, лицеи и гимназии, которые допускают любую одежду делового стиля, но только определенных цветов — чаще всего выбирают черный, серый или синий. И максимально строгий вариант, к которому прибегают некоторые учебные заведения — выбор единой формы или для всех учеников, или для параллелей. Такая схема действует в школе №23 города Иркутска.

«Мы уже много лет назад перевели учеников на школьную форму, каждая параллель имеет собственный вид одежды. Утверждает форму детский парламент — ведь очень важно, чтобы детям нравилось то, что они носят, — рассказывает директор школы №23 Галина Бобенко. — Работаем мы с фабрикой «ВиД» с самого начала введения формы, отправляем туда родителей для покупки одежды выбранного образца».

Качество, качество и еще раз качество

Сотрудничество школы и производителя одежды — самый цивилизованный способ одеть наших детей в качественные вещи. Однако по этому пути идет минимальное количество учебных заведений. Остальные варианты предполагают, что родители на свой выбор будут покупать вещи в тех местах, которые им по душе. Магазины одежды это, рынки или оптовые базы — не важно. Объединяет их все одно: вещи, которые продаются там, не сертифицированы и редко соответствуют стандартам, которые предъявляются к школьной одежде.

По данным Национального союза производителей школьной и форменной одежды («Союзформа»), 80% школьной одежды на российском рынке не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции для детей и подростков». В этой одежде значительно снижен уровень воздухо- и влагопроницаемости (гигроскопичности), что плохо отражается на здоровье учеников. Говоря простым языком, это значит, что в одежде из ткани, которая не пропускает воздух, тело не дышит — словно его поместили в полиэтиленовый пакет. Гигроскопичность также влияет на общее состояние здоровья. Одежда должна отводить влагу, детская одежда — особенно: ведь дети очень активны. Синтетические материалы могут вызвать повышенную потливость и стать причиной появления сыпи и раздражений на коже.

Директор швейной фабрики «ВиД» Ирина Чикуленко подтверждает: для школьной одежды определены очень строгие нормы и стандарты, которые соблюдают далеко не все производители. Проверять соответствие одежды стандартам должен Роспотребнадзор, однако никто из присутствующих на мероприятии, в том числе и министр образования, не смог вспомнить ни одного случая, когда бы такие проверки действительно проводились. «Мы работаем только с теми тканями, которые прошли сертификацию. После пошива мы также сертифицируем все изделия — сертификаты качества, подтверждающие безопасность нашей одежды, есть абсолютно во всех фирменных торговых точках, — отмечает Ирина Чикуленко. — И хотя в настоящее время сертификация — добровольный процесс, родители обязательно должны обращать внимание на наличие документов при выборе школьной формы для своих детей, ведь это — залог их здоровья». И действительно, в форме дети проводят по шесть-семь часов, а те, кто до или после уроков посещает различные курсы, кружки и секции, могут находиться в одежде и весь день. И, разумеется, в этом случае вещи должны быть максимально комфортными и безопасными.

Конкуренция в условиях кризиса

К сожалению, современные родители не задумываются о безопасности школьной формы. Надо признать: мы просто не знаем, в чем ходят наши дети. И зачастую дело даже не в цене: сертифицированная продукция проверенных местных фабрик по стоимости оказывается не дороже, чем безымянные форменные изделия из Турции или Китая. А если нет разницы, то почему нужно экономить на качестве?

На этот вполне резонный вопрос отвечает Ирина Чикуленко: «Все дело в отсутствии информации. Родители просто не задумываются о таких вещах, а местные органы власти и образовательные учреждения не помогают им разобраться в вопросе. Некоторые учебные заведения напрямую заключают контракты с крупными швейными фабриками — с нами, с компанией «Николь». Но таких относительно немного. Основная часть школ не задумывается о подобном сотрудничестве, и в итоге здоровье детей подвергается опасности».

Взаимодействие швейных компаний и учебных заведений могло бы решить еще одну очень важную проблему, на этот раз не медицинского, а экономического характера: бизнес получил бы масштабный гарантированный рынок сбыта своей продукции. «Во многих регионах — в Московской области, Ульяновской области, Кемерово, Брянске и других городах — прошли совещания по взаимодействию предприятий легкой промышленности и школ при содействии местных министерств экономического развития. Власть напрямую заинтересована в том, чтобы таким образом поддерживать бизнес, ведь легальные швейные фабрики обеспечивают не только качественную продукцию, они дают рабочие места и налоговые отчисления в местный бюджет, — напоминает Ирина Чикуленко. — В Иркутской области подобного нет. Именно поэтому местные швейные фабрики сегодня, в кризис, находятся в тяжелом состоянии. «ВиД», где работает 230 человек, уже переходил на четырехдневную рабочую неделю из-за сложных экономических условий. И есть опасение, что если сейчас, в этот сезон, наши коллекции не будут распроданы, нам, возможно, придется закрыться. В итоге область потеряет крупное производство и налогоплательщика. Кому от этого будет лучше?» — задает эксперт риторический вопрос.

Редакция АН приглашала на Экспертный совет представителей министерства экономического развития Иркутской области, однако там отказались от присутствия, сославшись, что в теме обсуждения «нет их вопросов». Тем не менее директор швейной фабрики «ВиД» надеется, что будет услышана местными властями. Ирина Чикуленко предлагает создать региональный реестр производителей школьной формы. Туда должны войти предприятия, которые работают на территории Приангарья и платят здесь налоги, обладают профессиональными кадрами и в обязательном порядке сертифицируют свою продукцию. Распространение такого реестра среди школ даст мощный эффект всей региональной легкой промышленности: родители будут знать, где можно купить для своих детей качественную одежду и тем самым поддержать отечественного производителя. А наши дети будут одеты красиво и безопасно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram