В конце 2013 года была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Ее главная цель – вывести отечественное математическое образование на лидирующее положение в мире. О том, как это сделать, рассказал Информцентру в рамках ФЦПРО исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.
– Одна из, пожалуй, наиболее амбициозных задач, прописанных в концепции, – формирование в обществе установки «Нет неспособных к математике детей». Насколько это в принципе возможно и как быть, если ребенок «неисправимый гуманитарий»?
– Это очень важное положение концепции. Одна из проблем математического образования сейчас у нас в стране – это негативное отношение к математике, отсутствие у детей, а часто и у родителей, мотивации. Несмотря на огромные успехи отечественной математической школы, одной из лучших в мире, у огромного количества ребят формируется мнение, что они «к математике неспособны», что математика является для них формой повинности или даже наказания.
Связано это в основном с тем, что существующий курс математики не учитывает в полной мере ни индивидуальных потребностей, ни современных задач. Даже для самого «неисправимого гуманитария» можно подобрать «свою» математику. Например, люди без особых математических способностей часто с удовольствием разгадывают судоку или решают логические задачи. Это совершенно не означает, что курс математики надо подменять чем-то вроде игр, но как только мы делаем курс математики и его задачи понятными и интересными, осмысление в корне меняется.
– Как это может выглядеть на практике?
– Важные шаги в эту сторону уже делаются. Так, в этом году произошло разделение единого государственного экзамена по математике на базовый и профильный уровни. При этом в базовом блоке вы можете увидеть вполне достойные и интересные задачи, в которых надо думать логически, и, конечно, никаких тестов с выбором ответа нет ни в базовом, ни в профильном уровне.
Мы исходим из того, что в нынешнем мире математика нужна абсолютно всем. Это одно из базовых положений концепции. Другой вопрос – какая именно математика. Сегодня каждый, даже «самый неисправимый», гуманитарий работает на компьютере, использует смартфон, регулярно производит действия по анализу данных. Например, покупка билетов на самолет или даже в театр превращается в поиск и анализ различных вариантов. И задачи такого рода сейчас включаются в ЕГЭ.
– Сообщалось, что раздел по математике в примерной программе общего образования сформирован с учетом концепции. Что это значит для школьников и их родителей?
– Это плавная дифференциация подходов к преподаванию предмета, дающая школе возможность более тонко учитывать запросы школьников. Базовая математика «для всех» с акцентом на практико-ориентированные задачи и централизованная поддержка математических, физико-математических классов. Мощнейшая работа в этом направлении идет в Москве, регионы тоже подключаются.
– По сути, это то, что уже произошло с ЕГЭ по математике?
– Абсолютно верно. Попытки научить всему и всех, как правило, приводят к тому, что часть класса вообще не понимает, что проходит на уроке. Дифференциация программ дает возможность более четко учитывать уникальные потребности ребенка, его индивидуальные задачи. Реализовано это может быть за счет деления на подгруппы, организации профильных классов, организации индивидуальных траекторий. Например, тот же гуманитарий может сдать базовый экзамен в апреле и иметь два месяца на подготовку к своим главным экзаменам.
Курс математики для гуманитариев должен становиться более разумным и интересным. Часть времени можно посвятить вещам, важным для общекультурного развития ребенка: связи математики с искусством, геометрическим образам в культуре.
Те же ребята, для которых математика в будущем будет профильной дисциплиной, получат возможность более глубоко погрузиться в изучение предмета. Время и ребенка, и учителя начинает использоваться гораздо более эффективно.
– А готовы ли педагоги к переменам?
– Это ключевой, один из самых болезненных и самых сложных вопросов реализации концепции развития математического образования. Разработать новые материалы, разделить экзамен, разработать методики можно достаточно быстро. А вот изменить отношение, поменять внутреннюю философию учителей и воспитателей детских садов – гораздо более сложная задача. Это займет больше времени, и, конечно, успех реализации концепции во многом зависит от того, какие ресурсы будут вкладываться в кадровый потенциал.
Очень важную роль здесь играет не формальное повышение квалификации, а именно обмен опытом, основанный на поддержке лучших практик. Сейчас по поручению Минобрнауки России реализуется большой проект по анализу опыта лучших математических школ, центров дополнительного образования, с тем чтобы представить их наработки стране, организовать на их базе стажировочные площадки. Благодаря интернету, организовано сетевое взаимодействие. Например, 20 сентября прошел очередной творческий конкурс учителей математики. Это тоже мощная площадка для обмена опытом.
– Каким в принципе вам представляется идеальный учитель математики XXI века?
– Конечно, любой современный педагог должен уметь использовать в учебном процессе информационные технологии. Но иной учитель на обычной доске научит в разы лучше, чем на интерактивной.
Поэтому первое и основополагающее – учитель должен любить свой предмет. Если ты математику не любишь, ученик это сразу поймет. Нужно знать математику больше того объема, который ты преподаешь, шире ее чувствовать. Нужно постоянно давать себе отчет в том, что ты детям рассказываешь, что они в данный момент понимают или чего НЕ понимают.
Президент очень хорошо сказал в ноябре прошлого года: нельзя имитировать преподавательскую деятельность. К сожалению, сегодня на уроках можно встретить немало разных имитаций. А математика – это тот предмет, где довольно несложно определить, проверить результат. И это по-своему здорово, так как всегда есть возможность увидеть, что знают и понимают ребята, подстроиться, не рассказывать то, к чему они еще не готовы, ликвидировать пробелы, а потом идти дальше. Это и есть основная задача учителя.