> ЕГЭ – тест на право жить - Аргументы Недели

//Образование

ЕГЭ – тест на право жить

3 июня 2014, 12:51 [«Аргументы Недели», Сергей Зарубин, Волгоград ]

Выпускник школы № 1 города Жирновска Валерий Басинский покончил с собой в день, когда 11-классники писали обязательный ЕГЭ по русскому языку. Его тело с петлей на шее нашли в лесопосадке недалеко от города поздним вечером.

Перед тем, как уйти из жизни, паренек позвонил другу и сказал, что не может смириться с неуспехом на экзамене, поэтому жизнь считает бессмысленной. Сообщил, где находится, и отключил сотовый телефон. Одноклассники ринулись искать находящегося в отчаянии мальчишку, но было уже поздно. Им ничего не оставалось, как вызвать полицию к злосчастному дереву, на котором повесился Валерий. 4 июня он должен был праздновать свой 17-й день рождения.

Под прицелом видеокамер

В прокуратуре и образовательных ведомствах ситуацию комментируют крайне скупо. Известно, что врио губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров поставил перед правоохранительными службами задачу в сжатые сроки провести расследование по этому ЧП. Об активном взаимодействии со следствием заявил и министр образования региона Александр Коротков.

Но многие пессимисты уже поспешили связать трагедию с ужесточением правил проведения ЕГЭ, в частности, установкой видеокамер в аудиториях. Дескать, это дополнительный стресс для и без того нервничающих детей.

Действительно, в каждом пункте приема экзаменов (ППЭ) по всей стране с нынешнего года работает оборудование видеонаблюдения и рамки металлоискателей. Кроме того, по новым правилам, если ученик будет пойман на пункте приема ЕГЭ с сотовым телефоном, его результат аннулируется, и он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году. Выпускник, уличенный в том, что выложил материалы теста в интернете, навсегда лишается права сдавать ЕГЭ по данному предмету. Все во имя того, чтоб не списывали. Ведь выпускной ЕГЭ является одновременно вступительным в вузы страны.

Дотянуться до небес

По злой иронии судьбы юный самоубийца был как раз успешным мальчишкой. И у него были все шансы показать добротные баллы. В апреле на проводившемся в школе пробном ЕГЭ по русскому языку его результат оказался одним из лучших. Мальчик рос в благополучной полной семье, умел ставить высокие цели. Мечтал выучиться на следователя, очень переживал, готовился.

Но на основном тесте все пошло, что называется «не по плану». Заготовленные шпаргалки со скачанным в Интернете тестом оказались бесполезными – вариант не совпал. А тут еще учителя все увидели, отчитали. И парень совсем разнервничался.

Нина Болдырева, уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области, шокирована произошедшим и во время итоговой аттестации считает важной не только подготовку по предмету, но и психологическое сопровождение.

- Любой жизненный экзамен, а ЕГЭ один из них, особенно сложен для людей с тонкой организацией психики. Педагоги, психологи, родители должны очень внимательно относиться к каким-то проявлениям тревоги у детей, недооценивать глубину их переживаний ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка не только математике и русскому, но и представлению о том, что жизнь состоит из препятствий, и любой неуспех не стоит собственной жизни.

Тихоня-агрессор

Пока следователи просят не связывать трагедию только с неуспехом на ЕГЭ. А в министерстве по образованию Волгоградской области заявили, что готовы предоставить все материалы видео для установления объективной картины. Но в связи с нынешней трагедией невольно вспоминается другая, произошедшая в московской школе № 263 прошедшей зимой. Тогда тихий, бесконфликтный (!!!) победитель олимпиад из вполне благополучной семьи пришел в школу с винтовкой отца и на глазах потрясенных одноклассников застрелил учителя географии. У молодого педагога остались двое маленьких детей.

Также была назначена тщательная проверка, которая и показала, что в жизни «тихого» агрессора все было не так уж безоблачно. Например, до инцидента школьного психолога и учителей почему-то не насторожило то обстоятельство, что 15-летнего подростка… забирала из школы бабушка.

Мучительное ожидание неуспеха

Волгоградский и московский случаи не похожи только на поверхностный взгляд. В который раз они заставляют задуматься над тем, что же делать с детским синдромом успеха любой ценой?

Психолог волгоградской гимназии №3 Галина Козлова очень хорошо знакома с особенностями целеустремленных детей. В старейшем в городе образовательном учреждении немало победителей олимпиад. Многие известные люди вышли во взрослую жизнь именно из этих стен.

- По поводу случая в Жирновске сейчас не хочу ничего говорить, причины каждой такой трагедии очень индивидуальны. Но в работе с целеустремленными ребятами очень важно научить их не бояться неуспеха. Иногда взрослые, искренне желая ребенку только успеха, забывают, что не ошибается тот, кто ничего не делает, – считает Галина Николаевна. – Дорог много, если ты в чем-то неуспешен, то обязательно есть дело, от удач в котором у тебя вырастут крылья. Считаю необходимым и в школе, и дома придавать значение не только оценкам ученика, но и его достижениям вне учебного процесса. Жирновский случай шокирует, прежде всего, тем, что ребенок свел счеты с жизнью, не дождавшись оценки. Для него оказалось мучительным даже ожидание неуспеха.

Без «розовых соплей»

Олимпийскому чемпиону Пекинской олимпиады гребцу на каноэ Максиму Опалеву, как никому известны не только сладкий вкус победы, но и отчаяние поражений. На двух олимпиадах подряд Максиму до заветного «золота» всегда не хватало каких-то долей секунд. Тут у кого угодно разовьется синдром неудачника! Но его звездный час в Пекине, когда он на последних секундах буквально ворвался на финиш, оставив далеко позади своих соперников, был одним из самых зрелищных мгновений той олимпиады.

- В Сиднее, и в Афинах физически был готов к победе значительно больше. Но психологически быть фаворитом очень сложно. Когда от тебя ждут только победы, это необыкновенный груз. А в Пекине я был рад уже тому, что попал на эти соревнования. Все меня как бы отпустили, и только самые надежные люди болели всей душой. Когда мозг затуманен поражением, очень сложно взглянуть на ситуацию объективно. Кажется, кто угодно должен был помочь, надо тренера другого взять. А оказалось, очень полезно просмотреть записи своих неудачных стартов, чтобы понять их причины.

Боюсь даже предположить, как я бы пережил поражение еще и в Пекине. Особая олимпийская победа остается в душе навсегда. Но иногда зажиреешь, и, кажется, что жизнь не удалась. Это не так. Надо уметь ставить новые цели. И психологическое сопровождение чемпионов, других успешных людей очень важно. Только непосвященным это может показаться «розовыми соплями» и не стоящей внимания мелочью.

Кстати, практикующие психологи уверяют, что в неблагополучных семьях подростковые самоубийства происходят отнюдь не чаще. Как раз в таких известная жесткость взаимоотношений помогают детям быть устойчивыми к жизненным перипетиям. Поэтому поверхностные причины подростковых трагедий зачастую очевидны лишь на первый взгляд.

Согласен с этим и Юрий Лепехин, учитель математики и информатики школы № 78 Волгограда, Герой Труда России:

- Случай, безусловно, жуткий и вызывает только искреннее сочувствие. Но связывать это самоубийство только с тем, что ребенок не смог справиться со стрессом из-за ЕГЭ – значило бы сознательно упрощать ситуацию.

Неуспех на экзамене стал, скорее всего, поводом, последней каплей для столь страшного решения подростка. А настоящая причина находится очень глубоко.

Отменить экзамены невозможно, сдавали их во все времена. И всегда они были порой переживаний для выпускника. Все-таки ЕГЭ – первое настоящее испытание на прочность накануне взрослой жизни, и надо быть готовым к нему не только по уровню знаний, но и морально. И помочь детям могут и должны не только учителя и родители, но и психологи. А видеокамеры в современной жизни стали реалией, помогающей людям во многих сферах. Нужно только не полениться грамотно объяснить это детям, чтобы техника не стала дополнительным раздражителем на экзамене.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте