ЕГЭ – тест на право жить
3 июня 2014, 12:51 [«Аргументы Недели», Сергей Зарубин, Волгоград ]
Выпускник школы № 1 города Жирновска Валерий Басинский покончил с собой в день, когда 11-классники писали обязательный ЕГЭ по русскому языку. Его тело с петлей на шее нашли в лесопосадке недалеко от города поздним вечером.
Перед тем, как уйти из жизни, паренек позвонил другу и сказал, что не может смириться с неуспехом на экзамене, поэтому жизнь считает бессмысленной. Сообщил, где находится, и отключил сотовый телефон. Одноклассники ринулись искать находящегося в отчаянии мальчишку, но было уже поздно. Им ничего не оставалось, как вызвать полицию к злосчастному дереву, на котором повесился Валерий. 4 июня он должен был праздновать свой 17-й день рождения.
Под прицелом видеокамер
В прокуратуре и образовательных ведомствах ситуацию комментируют крайне скупо. Известно, что врио губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров поставил перед правоохранительными службами задачу в сжатые сроки провести расследование по этому ЧП. Об активном взаимодействии со следствием заявил и министр образования региона Александр Коротков.
Но многие пессимисты уже поспешили связать трагедию с ужесточением правил проведения ЕГЭ, в частности, установкой видеокамер в аудиториях. Дескать, это дополнительный стресс для и без того нервничающих детей.
Действительно, в каждом пункте приема экзаменов (ППЭ) по всей стране с нынешнего года работает оборудование видеонаблюдения и рамки металлоискателей. Кроме того, по новым правилам, если ученик будет пойман на пункте приема ЕГЭ с сотовым телефоном, его результат аннулируется, и он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году. Выпускник, уличенный в том, что выложил материалы теста в интернете, навсегда лишается права сдавать ЕГЭ по данному предмету. Все во имя того, чтоб не списывали. Ведь выпускной ЕГЭ является одновременно вступительным в вузы страны.
Дотянуться до небес
По злой иронии судьбы юный самоубийца был как раз успешным мальчишкой. И у него были все шансы показать добротные баллы. В апреле на проводившемся в школе пробном ЕГЭ по русскому языку его результат оказался одним из лучших. Мальчик рос в благополучной полной семье, умел ставить высокие цели. Мечтал выучиться на следователя, очень переживал, готовился.
Но на основном тесте все пошло, что называется «не по плану». Заготовленные шпаргалки со скачанным в Интернете тестом оказались бесполезными – вариант не совпал. А тут еще учителя все увидели, отчитали. И парень совсем разнервничался.
Нина Болдырева, уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области, шокирована произошедшим и во время итоговой аттестации считает важной не только подготовку по предмету, но и психологическое сопровождение.
- Любой жизненный экзамен, а ЕГЭ один из них, особенно сложен для людей с тонкой организацией психики. Педагоги, психологи, родители должны очень внимательно относиться к каким-то проявлениям тревоги у детей, недооценивать глубину их переживаний ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка не только математике и русскому, но и представлению о том, что жизнь состоит из препятствий, и любой неуспех не стоит собственной жизни.
Тихоня-агрессор
Пока следователи просят не связывать трагедию только с неуспехом на ЕГЭ. А в министерстве по образованию Волгоградской области заявили, что готовы предоставить все материалы видео для установления объективной картины. Но в связи с нынешней трагедией невольно вспоминается другая, произошедшая в московской школе № 263 прошедшей зимой. Тогда тихий, бесконфликтный (!!!) победитель олимпиад из вполне благополучной семьи пришел в школу с винтовкой отца и на глазах потрясенных одноклассников застрелил учителя географии. У молодого педагога остались двое маленьких детей.
Также была назначена тщательная проверка, которая и показала, что в жизни «тихого» агрессора все было не так уж безоблачно. Например, до инцидента школьного психолога и учителей почему-то не насторожило то обстоятельство, что 15-летнего подростка… забирала из школы бабушка.
Мучительное ожидание неуспеха
Волгоградский и московский случаи не похожи только на поверхностный взгляд. В который раз они заставляют задуматься над тем, что же делать с детским синдромом успеха любой ценой?
Психолог волгоградской гимназии №3 Галина Козлова очень хорошо знакома с особенностями целеустремленных детей. В старейшем в городе образовательном учреждении немало победителей олимпиад. Многие известные люди вышли во взрослую жизнь именно из этих стен.
- По поводу случая в Жирновске сейчас не хочу ничего говорить, причины каждой такой трагедии очень индивидуальны. Но в работе с целеустремленными ребятами очень важно научить их не бояться неуспеха. Иногда взрослые, искренне желая ребенку только успеха, забывают, что не ошибается тот, кто ничего не делает, – считает Галина Николаевна. – Дорог много, если ты в чем-то неуспешен, то обязательно есть дело, от удач в котором у тебя вырастут крылья. Считаю необходимым и в школе, и дома придавать значение не только оценкам ученика, но и его достижениям вне учебного процесса. Жирновский случай шокирует, прежде всего, тем, что ребенок свел счеты с жизнью, не дождавшись оценки. Для него оказалось мучительным даже ожидание неуспеха.
Без «розовых соплей»
Олимпийскому чемпиону Пекинской олимпиады гребцу на каноэ Максиму Опалеву, как никому известны не только сладкий вкус победы, но и отчаяние поражений. На двух олимпиадах подряд Максиму до заветного «золота» всегда не хватало каких-то долей секунд. Тут у кого угодно разовьется синдром неудачника! Но его звездный час в Пекине, когда он на последних секундах буквально ворвался на финиш, оставив далеко позади своих соперников, был одним из самых зрелищных мгновений той олимпиады.
- В Сиднее, и в Афинах физически был готов к победе значительно больше. Но психологически быть фаворитом очень сложно. Когда от тебя ждут только победы, это необыкновенный груз. А в Пекине я был рад уже тому, что попал на эти соревнования. Все меня как бы отпустили, и только самые надежные люди болели всей душой. Когда мозг затуманен поражением, очень сложно взглянуть на ситуацию объективно. Кажется, кто угодно должен был помочь, надо тренера другого взять. А оказалось, очень полезно просмотреть записи своих неудачных стартов, чтобы понять их причины.
Боюсь даже предположить, как я бы пережил поражение еще и в Пекине. Особая олимпийская победа остается в душе навсегда. Но иногда зажиреешь, и, кажется, что жизнь не удалась. Это не так. Надо уметь ставить новые цели. И психологическое сопровождение чемпионов, других успешных людей очень важно. Только непосвященным это может показаться «розовыми соплями» и не стоящей внимания мелочью.
Кстати, практикующие психологи уверяют, что в неблагополучных семьях подростковые самоубийства происходят отнюдь не чаще. Как раз в таких известная жесткость взаимоотношений помогают детям быть устойчивыми к жизненным перипетиям. Поэтому поверхностные причины подростковых трагедий зачастую очевидны лишь на первый взгляд.
Согласен с этим и Юрий Лепехин, учитель математики и информатики школы № 78 Волгограда, Герой Труда России:
- Случай, безусловно, жуткий и вызывает только искреннее сочувствие. Но связывать это самоубийство только с тем, что ребенок не смог справиться со стрессом из-за ЕГЭ – значило бы сознательно упрощать ситуацию.
Неуспех на экзамене стал, скорее всего, поводом, последней каплей для столь страшного решения подростка. А настоящая причина находится очень глубоко.
Отменить экзамены невозможно, сдавали их во все времена. И всегда они были порой переживаний для выпускника. Все-таки ЕГЭ – первое настоящее испытание на прочность накануне взрослой жизни, и надо быть готовым к нему не только по уровню знаний, но и морально. И помочь детям могут и должны не только учителя и родители, но и психологи. А видеокамеры в современной жизни стали реалией, помогающей людям во многих сферах. Нужно только не полениться грамотно объяснить это детям, чтобы техника не стала дополнительным раздражителем на экзамене.