Министерство образования и науки России обещает опубликовать для общественного обсуждения в интернете пять моделей написания итогового сочинения для выпускников школ, предложенные учителями.
Это заявление стало главным итогом первого заседания рабочей группы по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в вузы, в которую вошли представители федерального и региональных профильных министерств, учителя, директора школ, преподаватели вузов.
Итоговое сочинение, предложила сообществу профессионалов руководитель рабочей группы и директор Гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес, должно проходить в формате устного экзамена. Так, объяснила она, сочинение становится частью майской промежуточной аттестации в формате устного экзамена и выступает своего рода допуском к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
"Сначала выпускник готовит индивидуальный проект в форме сочинения, а затем защищает его перед специально созданной комиссией. После этого экзаменуемый отвечает в устной форме на проблемный вопрос по курсу русской литературы 9-11 класса и читает наизусть одно из программных произведений", - добавила Пильдес и растолковала, что такой подход позволит выявить личностную позицию школьника, уровень культуры его устной речи, кроме того, "он позволит преодолеть проблему бездумного заучивания клише на классические темы и банального списывания".
Учитель русского языка и литературы Центра образования "Пятьдесят седьмая школа" Сергей Волков предложил начать с внесения изменений в часть "С" обязательного ЕГЭ по русскому языку. "Вместо текста по предложенному отрывку на 150 слов выпускник пишет работу объемом не менее 450 слов по одной из 8-10 тем, которые включают в себя как темы по литературе, так темы общекультурного характера. Также необходимо перераспределение заданий частей "А" и "B", поскольку часть вопросов можно перенести в рамки Государственной итоговой аттестации, которая проходит после 9-го класса. Лингвистическая составляющая программы по русскому языку фактически заканчивается в 9 классе, основную теорию можно спросить там".
Заместитель главы Минобрнауки Наталья Третьяк заявила, что сочинение должно стать одной из форм итоговой аттестации в школе. Но выборка не должна ограничиваться только литературной составляющей, а потому надо сформировать общий банк тем, централизованно утвердить критерии оценки итогового сочинения, а при поступлении в вуз учитывать оценку за сочинение вместе с содержанием портфолио абитуриента.
Еще две модели ведомство сходу кратко описать не смогло, но по итогам обсуждения члены рабочей группы решили выложить пять предложенных моделей в интернет для обсуждения профессиональным сообществом.