Аргументы Недели Петербург → Образование № 46(338) от 29.11.2012

Кому был нужен "черный список" ВУЗов?

О его грядущем появлении петербургские ректоры ничего не знали

, 10:29

«Список вузов с признаками неэффективности» сразу после своего появления был интерпретирован на новостных лентах как «расстрельный» — закроют, «сольют», «укрупнят» и т. д.

Петербург с удивлением обнаружил, что в перечне указаны вузы, про которые и в страшном сне не подумалось бы такое: Театральная академия с ежегодно зашкаливающим конкурсом, не страдающие от отсутствия абитуриентов ГАСУ и ИНЖЭКОН, Университет технологии и дизайна, Университет культуры и искусств. Да и в целом вся петербургская «неэффективная десятка» отнюдь не в петербургских вузовских аутсайдерах.

Общество заволновалось. Сразу же возникли подозрения: наверняка хотят избавиться от вузов с хорошими зданиями в самом центре города! О чем еще может думать напуганный петербургский интеллигент, когда только и слышишь о том, как зарятся на Военномедицинскую академию и Окружной госпиталь на Суворовском проспекте (вовремя Шойгу пришел и отменил!), как предлагают перекрыть стеклянными атриумами район Конюшенной или вместо разрушенной Благовещенской церкви воздвигнуть металлический каркас «на память»! Так что тема «недвижимости» всплывает сразу.

Потом начинаешь задумываться: а кому надо было составлять такой список по всей России да и проводить какой-то мониторинг фактически без ведома вузов с непонятными критериями — к примеру, сколько иностранцев обучается в том или ином вузе. А зачем, допустим, российскому провинциальному пединституту иностранцы в большом количестве? Детей в деревенской школе потом обучать? Нет ответа.

«Плевок и оскорбление»

Помню, как министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, отвечая на вопросы журналистов в последний день работы Петербургского экономического форума, сказал, что будет бороться с «липовым высшим образованием». Но не до такой же степени, когда ректор Санкт-Петербургской государственной театральной академии — крупнейшего в мире и старейшего в России и Европе театрального вуза — Александр Чепуров говорил о том, что известие о «неэффективности» было воспринято и профессорами, и студентами как «плевок и оскорбление». «Средний балл ЕГЭ абитуриентов не является показателем деятельности творческого вуза. У петербургской театральной школы очень высокий рейтинг среди театральных вузов мира, — разъяснял ректор. — А то, что у нас невысокий уровень международной деятельности по оценкам, предложенным Минобрнауки, то интегрируемость иностранных студентов в русскоязычные творческие группы достаточно ограничена, языковой барьер играет существенную роль». Ректор Университета технологии и дизайна Алексей Демидов созвал прессконференцию на следующий день после опубликования «черного списка» прямо в выходной. «Мы считаем это внезапное для нас попадание в этот перечень недоразумением. Забота министерства о качестве образования поддерживается вузами и, в том числе, нами. Проблемы в российской высшей школе есть, их необходимо решать. Но в нашем вузе достаточно много студентов, их число растет, у нас никогда не было проблем с планом приема. На каждом курсе количество внебюджетных студентов увеличивается, на две трети бюджет нашего вуза состоит из средств, которые мы зарабатываем сами. Мы четвертый год руководим Всероссийской олимпиадой школьников по направлению “культура и искусство”. Мы попали вместе с СПбГУ в десятку вузов по информационной открытости сайтов, этот рейтинг был общероссийским, и только два петербургских вуза в нем оказались. Конечно, нет предела совершенству, и работать есть над чем, как и любому российскому вузу».

Председатель Совета ректоров Петербурга, ректор ИТМО Владимир Васильев вообще безапелляционно заявил: «После проверки рабочей группы в петербургском “списке вузов с признаками неэффективности” останется ноль».

Никого не закроют

Так оно фактически и вышло: была создана рабочая группа, от Петербурга в нее вошли ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов и председатель Комитета по науке и высшей школе городского правительства Андрей Максимов. Что же оказалось «в сухом остатке»? А оказалось вот что: все четыре творческих вуза — театральную академию, университеты технологии и дизайна, культуры и искусств, кино и телевидения — из списка исключили с формулировкой «в связи со спецификой деятельности». Удивляет: а раньше непонятно было, что «творцов» надо по-другому оценивать? Университет водного транспорта также отправился из списка вон с той же формулировкой, к тому же члены комиссии вспомнили, что еще в сентябре министр транспорта РФ Максим Соколов подписал приказ о создании университета на базе академии имени адмирала Макарова и университета водного транспорта. (Плохо это или хорошо — вопрос отдельный, знаем, что существует протестное письмо Путину от Российского профсоюза моряков, чтобы Макаровку с Университетом не «сливали»). С Санкт-Петербургским государственным архитектурностроительным университетом, не столь давно отметившим свое 180-летие, рабочая группа не решила толком, что делать — он и творческий, и инженерный. Да и вуз уважаемый, конкурс хороший, специалисты востребованы. Так что СПбГАСУ направит уже в Межведомственную комиссию под председательством Ливанова свой стратегический план развития.

Еще два вуза из списка — Полярную академию и Санкт-Петербургскую ветеринарную академию — все же ждут изменения. Полярная академия и Росгидромет в будущем вместе будут готовить специалистов для Крайнего Севера, а Ветеринарная академия соединится с Аграрным университетом в Пушкине. Но пока никаких сроков и никаких подробностей нет.

Где строить кампус?

В 2013 году в последний раз будут выданы дипломы выпускникам ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и Университета сервиса и экономики. До апреля должны быть зарегистрированы все юридические документы, и возникнет в Петербурге новый вуз — Санкт-Петербургский государственный экономический университет. И вопросы с «неэффективными» ИНЖЭКОНом и Университетом экономики и сервиса решатся сами собой. Но будет ли управляемым «вуз-левиафан», который объединит свыше 60 тыс. студентов? Ректор нарождающегося вуза, который будет призван составить конкуренцию ведущим московским экономическим институтам, а пока еще нынешний ректор СПбГУЭФ (ФИНЭК) Игорь Максимцев, отвечая на этот вопрос, рассказал, что постепенно число студентов сократится до 30–35 тыс. А сам процесс объединения займет 4–5 лет, так что все будет «плавно, без резких движений». Уже существует обращение руководства еще юридически не оформленного вуза в Минобрнауки о возможности строительства «кампуса нового вуза, где должны быть сосредоточены все направления подготовки, общежития, спортивные и конгрессные помещения, научная база, бассейн и пр.». Игорь Максимцев сообщил, что уже есть пример Дальневосточного федерального университета, для которого был построен новый кампус на острове Русский, а старые здания университета переданы Росимуществу. Та же судьба, вероятно, ждет и здания петербургских вузов, расположенных в историческом центре.

В 70-е годы прошлого века ЛГУ оказался разделенным: ряд факультетов и некоторые общежития переехали в Старый Петергоф. Ничего хорошего из этого не получилось, студенты и преподаватели мучаются дальней дорогой в остроумно прозванный «МГУ» (Мартышкинский государственный университет по находящейся рядом станции Мартышкино), а руководство думает, как бы ему вернуть все и всех в центр.

Где найти пятно застройки для огромного кампуса на 35 тыс. студентов? Уж наверняка за КАДом. Недавно на обсуждении в Смольном концепций развития исторических территорий города кинорежиссер Александр Сокуров предостерег от тенденции вывода из города фабрик, судостроительных заводов, «лакированности» центра, из которого таким образом «уйдет жизнь».

Так зачем все же составлялся странный список вузов? Заместитель министра образования и науки Александр Климов после всей этой истории сообщил общественности, что окончательный список неэффективных вузов будет сформирован к 1 декабря, а предложения министерства по их реорганизации будут готовы к концу февраля 2013 года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram