Признаки неэффективности не означают автоматического и бесповоротного занесения вуза в так называемый антирейтинг, заверяет общественность заместитель министра образования и науки Александр Климов.
«У нас нет цели закрыть как можно больше вузов. У нас есть цель сделать максимальное количество вузов эффективными. Закрытие вуза - последняя и крайняя мера», - объяснил чиновник «Российской газете».
На прошлой неделе страну потрясли опубликованные Минобрнауки результаты мониторинга вузов: согласно получившемуся списку, в неэффективные попали 130 университетов и институтов, среди которых РГГУ, Государственный университет управления, МАРХИ, Литературный институт и … все учебные заведения Чеченской республики.
«С начала 2012 года РГГУ вошел в список победителей конкурса Программ стратегического развития госвузов России. Причем конкурс проводило Минобрнауки. Из 55 победителей конкурса только 6 - гуманитарные вузы, включая РГГУ. Таким образом, на основании совершенно объективных критериев университет признан одним из самых эффективных в своем сегменте», - возмутился ректор РГГУ Ефим Пивовар.
«Хотелось бы узнать, почему наш творческий вуз включили в список неэффективных по критериям, далеким от реальности и содержания работы вуза? Какое отношение имеет размер площадей к подготовке наших студентов? Кто учитывал, что мы по поручению президента проводим реконструкцию зданий и высвободили почти 2 миллиона рублей? Кто учел, что мы на седьмом месте в России по баллу ЕГЭ, что у нас конкурс 8 человек на место?», - вторит ректор Литературного института Борис Тарасов.
«Уверен, что к питерской Академии театрального искусства, к Московскому архитектурному институту, Литинституту или Ростовской консерватории можно предъявить немало претензий, - но это старейшие учебные заведения России, где учат лучше - и много лучше, - чем во многих зарубежных вузах. Если им не хватает балов по ЕГЭ, то это вполне естественно: виртуозам баянистам, артистам или скрипачам не надо знать высшую математику. А то, что этим институтам не хватает квадратных метров, - то это вина государства», - объясняет представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
На все эти громкие претензии Климов от имени Минобрнауки напоминает, что по опубликованному списку только на 13 ноября назначено заседание Общественного совета при министерстве и только после него ведомство в течение трех месяцев будет определять, что делать с вузами, у которых нашли признаки неэффективности.
И считать эффективность вузов на этот раз будут не по 50-ти параметрам, как это было в уже составленном рейтинге, а лишь по пяти - для вузов плюс еще три - для филиалов.
Например, не будут учитываться данные по числу выпускников, успешно устроившихся на работу по специальности: такой учет, как выяснилось, ведется лишь в некоторых вузах, пояснил замминистра.
«Подчеркиваю - мы пока просто обнародовали результаты диагностики вузов, - уточнил Климов. - Пока это просто данные. Признаки неэффективности не означают автоматического и бесповоротного занесения вуза в так называемый "антирейтинг". У нас нет цели закрыть как можно больше вузов. У нас есть цель сделать максимальное количество вузов эффективными. Закрытие вуза - последняя и крайняя мера».
До 14 ноября рабочие группы, уже созданные в каждом регионе, рассмотрят перечни "своих" вузов, и вполне возможно, что кто-то будет исключен из этого списка. Только потом для тех, кто все-таки останется в списке, учредители выработают рекомендации, которые будут представлены в правительство и президенту для принятия окончательного решения.
А решений, уверяет министерство, может быть несколько: кроме смены руководства и слияния с сильными вузами, могут выделить и дополнительные средства, если конкретный университет необходим в этом населенном пункте.
"Сделаем все, чтобы вывести этот вуз из зоны риска", - заверяет Климов.
Замминистра сообщил, какие критерии министерство считает принципиальными при оценке эффективности работы высшей школы.
Для вузов это
- средний балл ЕГЭ - не ниже 60,
- научно-исследовательская деятельность - не менее 50 тысяч рублей от науки на одного преподавателя,
- международная деятельность - не менее 0,7 процента студентов-иностранцев от общего количества учащихся,
- доходы вуза из всех источников - не меньше 1 миллиона 100 тысяч рублей на одного сотрудника
- общая площадь помещений - не менее 11 квадратных метров на студента.
Для филиалов добавлено:
- средний балл ЕГЭ - не ниже 50
- научно-исследовательская деятельность - не менее 1,7 тысяч рублей от науки на одного преподавателя
- приведенный контингент (общее количество студентов) - не менее 220
- доля кандидатов и докторов наук среди преподавателей - не меньше 0,6
- доля штатных преподавателей - не менее 0,64
- доходы филиала из всех источников - не менее 700 тысяч рублей на одного сотрудника
- общая площадь помещений - не меньше 9 квадратных метров на студента
Но даже по этому, весьма сокращенному списку невооруженным взглядом видно, что столичным творческим вузам вроде московских Архитектурного и Литературного и Петербуржского Театрального в список эффективных никак не попасть: они издавна живут в старой части городов и по 11 кв.метров каждому студенту никак предоставить не могут.
Очень хочется верить, что им всем предоставят новые удобные помещения, но не так, как Петербургскому университету, преподаватели и студенты которого уже не одно десятилетие курсируют на маршрутках между Васильевским островом и пустырем на окраине Петергофа.
Хочется верить, что будущие архитекторы все так же будут видеть за окном аудитории старые, добрые особнячки на Рождественке, а будущие актеры – гулять на переменках по Соляному городку и Летнему саду.