В начале осени прокуратура Санкт-Петербурга задалась вопросом о том, почему в ряде школ города ученикам предлагают покупать учебники за свой счёт. Прокуроры провели настоящую «спецоперацию»: открыли горячую линию, куда предложили жаловаться «пострадавшим», организовали проверки по всем обращениям. На днях работа завершилась. Ведомство отчиталось о том, что школы города укомплектованы книгами на 100%, все инциденты с покупкой книг выявлены и урегулированы, виновные наказаны.
Положено по закону
О подобной истории со счастливым концом сегодня мечтают едва ли не в каждом российском городе. Нехватка учебников и призывы каждый год сдавать деньги на книги знакомы всем родителям школьников. Большинство безропотно сдают, хотя по закону все учебники должны предоставляться абсолютно бесплатно.
«Школа не имеет права требовать от родителей покупки учебников ни при каких обстоятельствах! – категорично заявляет Виктор Панин, председатель «Общества потребителей образовательных услуг». – Учитель может только рекомендовать приобретение дополнительного пособия – например, если оно предназначено для индивидуальной работы. Это могут быть рабочие тетради, комплекты контурных карт. Но даже эти материалы никто покупать не обязан: если родитель не хочет тратить деньги, учитель должен найти выход из положения и работать с учеником как-то иначе».
Учителя в свою очередь подчёркивают: бороться за бесплатные учебники необходимо, однако тормозить учебный процесс из-за нехватки книг вовсе не обязательно.
«Нормальный учитель даже без учебника вложит в голову ученика необходимые знания. Какие-то материалы можно ксерокопировать, какие-то – выложить в Интернет на всеобщее обозрение, – говорит Андрей Демидов. – Если у меня в классе вдруг не хватает учебников или иных пособий, я делю детей на две группы, которые меняются книгами между собой».
Правозащитный аргумент
Виктор Панин, председатель «Общества потребителей образовательных услуг»:
– Если на родительском собрании всё же встаёт вопрос об обязательной покупке учебников, необходимо написать три заявления: на имя директора школы, в местное управление образования и прокуратуру. Только в этом случае можно быстро установить, на каком уровне произошёл сбой, и его исправить. А то, что исправить сбой вполне реально, подтверждается многочисленными примерами. У меня в практике есть случаи, когда дети упорных родителей получали учебники бесплатно, тогда как остальные тратили от 3 до 5 тыс. рублей за комплект книг!
Гладко было на бумаге…
По словам экспертов «АН», система обеспечения школ учебниками в теории выглядит довольно стройно. Деньги на книги приходят из федерального и регионального бюджетов. Непосредственно закупками ведают местные управления образования, которые, в свою очередь, должны собирать у школ заявки. Однако, как показывает практика, сбой в этой схеме может произойти на любом этапе.
«Периодически учителям предлагают сформировать список учебников из перечня Минобразования, по которым они собираются учить детей в следующем году, – рассказывает Андрей Демидов, учитель истории, председатель профсоюза «Учитель». – Есть учителя, которые этого не делают – по забывчивости или под давлением директора школы, которому хочется сэкономить. Бывает и так, что педагог пишет заявку, а она не доходит до управления образования, потому что затерялась в школе. В итоге учебный год начинается, а нужных книг в библиотеке нет. И самый простой выход в этой ситуации – обращаться к родителям учеников с извечным призывом сдать деньги».
Как утверждают наши эксперты, чаще всего в проблемах виноваты не педагоги, а чиновники. Например, бывает так, что районные управления образования готовы закупить учебники, а денег нет: федеральный транш пришёл, а региональный либо забыли выделить, либо решили придержать на иные нужды. Подобная ситуация недавно возникла в Забайкалье, где региональное министерство финансов выделило 3 млн. на учебники одной из школ края только после прокурорской проверки. Впрочем, проблемы возникают и тогда, когда с финансами всё в порядке.
«Не так давно у нас в Казани был случай: родители пожаловались на нехватку учебников, а представители управления образования в один голос уверяли, что книги закуплены, – приводит пример Булат Мухамеджанов, пресс-секретарь Казанского правозащитного центра. – Когда стали разбираться, выяснилось, что книги (около 10 тыс. штук) «осели» на складах местного министерства – их просто забыли развезти по школам!»
Отметим, что Казань совсем недавно пережила серьёзный конфликт вокруг «учебниковой» темы. В начале учебного года уже упомянутый правозащитный центр провёл опрос школьных библиотекарей на предмет укомплектованности школ нужными пособиями. В результате опроса выяснилось, что 22 школы города не получили учебников по математике, 13 школ – по русской литературе и ещё 11 – по русскому языку для пятого класса. Региональные чиновники в ответ на обращения правозащитников заявили, что эта информация не соответствует действительности. Навести порядок, как и в Петербурге, удалось только после вмешательства прокуратуры.
Справедливости ради стоит сказать, что в некоторых регионах на подобные инциденты власти реагируют весьма жёстко. Например, в Пензенской области месяц назад из-за чехарды с учебниками лишилась своего поста министр образования Светлана Копешкина. Причём её увольнением дело не ограничилось. Инициировавший отставку губернатор области отдал распоряжение регулярно публиковать в СМИ информацию о том, какие учебники были закуплены, в какую школу привезены и где по-прежнему сохраняется дефицит.