"Это абсолютно фантастическая вещь, почему государственный язык не оказался в перечне обязательных", оценил главный редактор журнала "Директор школы", председатель жюри всероссийского конкурса "Директор школы – 2011" Константин Ушаков скандальные планы по введению новых образовательных стандартов.
В интервью газете ВЗГЛЯД Константин Михайлович Ушаков на вопрос, каковы главные принципиальные изменения предполагают законопроект и нормы об образовательных стандартах, ответил: "У меня ощущение такое: это декларативный документ, который будет, очевидно, выполняться точно так же, как и многие предыдущие. Дело в том, что он не операционален. Если мы говорим о стандартах или о том, что школы должны представлять программы, – это профессиональная деятельность, которая сегодня выходит за рамки компетенции педагога, во всяком случае, их к этому не готовили. Одна из особенностей нашего законотворчества заключается, на мой взгляд, в постановке нереалистических целей. Ничто так не демотивирует людей, как нереалистические цели. А поскольку совершенно понятно, что эти стандарты не могут быть реализованы, то дальше начнется привычная для всех имитация деятельности".
Напомним, на этой неделе завершилось общественное обсуждение законопроекта "Об образовании", которым предусматривается, в частности, введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Предметы для изучения разделятся на обязательные, бесплатные предметы по выбору и платные предметы по выбору. Обязательными для изучения каждым учеником старшей школы останутся три курса: Россия в мире, ОБЖ и физкультура.
"Одна из самых неприятных вещей, – поддержка процессов дифференциации населения. Хотя, возможно, это делалось вполне сознательно с той точки зрения, что этот стандарт допускает пополнение рядов неквалифицированной рабочей силы. Вообще, возникло ощущение, что эти стандарты и вообще закон написаны для не очень развитого индустриального общества, хотя мы вроде бы говорим, что приступили к постиндустриальной фазе", - отметил Константин Ушаков.
При этом эксперт подчеркнул: "Важно соизмерять возможность. У социологов есть такая оценка: мы относимся к категории стран так называемой второй группы по уровню ВВП на душу населения. Это средняя группа, примерно от 11 до 22 тыс. долларов на человека в год. Мы не относимся к первой группе (США, Франция, Германия, Англия), с которой так любим сравниваться. Их образовательные системы располагают значительно большими ресурсами. Вторая группа – это Чили, Турция, Мексика. И хотя для нас унизительно сравниваться с такими государствами, тем не менее наши экономические возможности в области образования адекватны как раз этой группе. Нас сейчас не надо сравнивать себя с передовыми странами, это нам не по карману".