Аргументы Недели → Экономика № 12(554) от 30.03.17

Отдача не мучит

, 16:37

Государственный долг России куда меньше, чем у любой из держав Запада. Тем не менее каждый третий заработанный на экспорте доллар Россия платит по своим внешним долгам. Львиную долю этих долгов сделали компании с государственным капиталом. Но нет худа без добра: потеряв возможности кредитоваться на Западе, правительство стало рациональнее подходить к финансовой политике. А необходимость платить огромные валютные долги удерживает власть от ослабления рубля.

Русские горки 

Было время, Советский Союз очень аккуратно подходил к заимствованиям за границей. В 1981 г. внешний долг СССР составлял 4 млрд долларов при ВВП в 1,7 триллиона. А в 1984 г. долг вырос сразу втрое, и все оставшиеся до распада годы Союз занимал по 8 млрд каждый год, накопив к моменту путча 67 млрд долларов. В постсоветские годы политика заимствований продолжилась, и после дефолта 1998 г. внешний долг составлял уже 146% ВВП. Но потом энергоносители стали дорожать, и в 2000–2012 гг. долг растаял со 158 до 34 млрд долларов. Когда Кремль возвращал чужое, Парижский клуб шипел: развитые государства нынче платят только проценты, позволяя держателям их обязательств спокойно играть в гольф.

На начало 2017 г. внешний государственный долг России составлял 51,2 млрд, а общий (с учётом долгов госкомпаний) – 518 млрд долларов. По современным меркам это детский лепет: США надо отдавать около 20 трлн, Евросоюзу – 18 трлн, Японии – 3 триллиона. И даже в вылизанной благополучной Швейцарии долги перевалили за 1,6 трлн, превысив 400% ВВП. Более того, в последние годы России удалось уменьшить объём своего бремени: ещё в июле 2014 г. общий российский долг оценивался в 732 млрд «зелёных».

Вроде бы долг находится в пределах 10%. Но из-за того, что Россия столько тратит на умиротворение своих кредиторов, падает внутреннее потребление, а население достаёт из банков заначки. Что ничего хорошего не сулит экономике, и без того дышащей с перебоями. Мы отдаём почти 36% валютной выручки, а Счётная палата полагает, что критический показатель – 25%.

Но помимо внешнего долга есть ещё и внутренний – порядка 7,3 трлн рублей на сентябрь 2016 года. В основном это обязательства в форме рублёвых облигаций, которые держат российские компании и граждане. Эти обязательства не нужно путать с грехами российских регионов, которые назанимали ещё 2,2 трлн рублей на внутренних рынках и 30 млрд – на внешних. Кроме того, в 341 млрд рублей оцениваются долги российских муниципалитетов. Получается порядка 10 трлн рублей. Вопрос: кому должны те же субъекты и города? Теоретически федеральному центру.

Регионы назанимали столько, что Москва, как отец проигравшегося в покер сына, вынуждена была достать из штанов бумажник. Пошёл процесс замещения дорогих банковских кредитов бюджетными, которые государство предоставляет под символические 0,1%. Выкуп сыновьих расписок у банков и предоставление ему нового «лавандоса» обходится федеральному бюджету в 340 млрд рублей, а долги грешных регионов сократились в 2016 г. лишь на 110 миллиардов. Получается, что каждый рубль региональных долгов обходится центру в 3 рубля. А ему и самому сейчас несладко.

– Долговая нагрузка очень тяжела для бюджета, учитывая ослабление рубля и удешевление нефти, – говорит Игорь Неменчинский из Санкт-Петербургской академии бизнеса и финансов. – Если бы не было санкций, правительство просто занимало бы деньги и в ус не дуло. Дескать, так делают все «западные партнёры». На самом деле все развитые демократии давно пожалели о столь крупных бездумных заимствованиях, за которые придётся расплачиваться будущим поколениям. А Россия, потеряв доступ к дешёвым кредитам, получила шанс пойти другим путём. Да, экономика стонет без инвестиций. Но не надо забывать, что это экономика неэффективная, коррумпированная, с непропорционально большой долей госсектора, и накачивание её госзаказом без проведения структурных изменений ничего хорошего не сулит. Если вдобавок нагрузить её долгами, это лишь сузит возможности для будущих реформ. Другой соблазн для правительства – уронить рубль. Тогда каждый доллар от экспорта будет приносить, например, 120 рублей, а себестоимость российских товаров в валюте снизится. Конечно, простой россиянин получит при этом двойной рост цен, но когда его проблемы сильно беспокоили власти? Другое дело – огромные валютные долги госкомпаний, которые вполне могут привести страну к дефолту в случае девальвации рубля.

Россия – щедрая душа

Если финансовую политику Центробанка можно просто назвать загадочной, то его манипуляции с долгами СССР ставят в тупик многих экспертов. На развалинах империи валялись огромные финансовые обязательства: много должны мы, но ещё больше – нам. И в решениях Москвой этих задачек найти рациональное зерно не так-то просто.

В 1991 г. восемь республик Союза подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов почившего титана. Согласно этому документу, на долю России приходилось 61% и советских долгов, и зарубежной собственности, на Украину – более 16%. Прибалтийские республики, Азербайджан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан отказались участвовать в дележе, и тот же Киев быстро осознал, что погорячился, схватив обузу в 6,8 млрд долларов. Начались переговоры о «нулевом варианте», при котором Россия брала бы на себя долги в обмен на отказ от союзных активов. И продолжались они до самого свержения Януковича. Почему так долго? Да потому что в ходе этих переговоров Россия умудрилась оплатить украинские долги «вперёд»!

Среди стран «Большой восьмёрки» Россия является лидером по количеству списанных долгов: за 20 постсоветских лет Москва простила более 140 млрд долларов, выданных ещё в советские времена. И далеко не все должники были нищими африканскими автократиями. В 2006 г. 4,7 млрд простили Алжиру, который занимает 4-е место в мире по экспорту газа и 11-е – по экспорту нефти. При этом алжирский доход на душу населения в 8,7 тысяч долларов в то время был выше, чем российский сегодня. Ираку прощали дважды: в 2004 и в 2008 гг. – всего более 20 млрд долларов. Российская сторона при этом выразила надежду, что у наших компаний будут взамен некие преференции в Ираке. «Газпром» и ЛУКОЙЛ действительно добывают нефть на месторождениях Бадра и Западная Курна в симбиозе с норвежскими, малайзийскими, корейскими и турецкими компаниями, но их комиссии за обслуживание идентичны, а доля в общем объёме добычи в Ираке невелика. Ливия, Сирия, Вьетнам, КНДР, которым Россия простила долги, тоже не относятся к числу некредитоспособных стран. А сразу после списания 12 млрд Афганистану в 2010 г. американцы обнаружили здесь огромные залежи железной руды, меди, кобальта, золота и лития – примерно на 1 трлн долларов.

Между тем сама Россия исправно платит по советским долгам и сегодня. До цента выплачено 60 млн долларов Македонии и 125 млн Боснии и Герцеговине. Кувейту вернули вместе с процентами 1,72 миллиарда. Даже царские долги Франции выплачены. Хотя сумма проиндексирована очень по-божески: возвращённые 60 млн долларов – это явно не те кредиты, на которые при Николае II построили Транссиб. Но всё же лучше, чем ничего.

А Россия продолжает прощать уже не только советские, но и вполне свежие долги. Узбекистану списали 889 млн рублей, хотя Ташкент признавал из этой суммы только 43 млн и вдобавок претендовал на часть Алмазного фонда. Хотя, напомним, отказался платить по долгам СССР и от доли в его активах.

Вероятно, все эти «прощения» – часть сложной политической игры, неподвластной разуму простых смертных. И всё бы ничего, если бы с этими самыми смертными Россия не была столь непримирима, накручивая тарифы, штрафы, пени, разоряя бизнес, выселяя из квартир за просрочку по коммуналке и внушая полную бесполезность оспаривания этих решений в судах. Так и приучают население к мысли, что система «свой-чужой» работает у нас не так, как везде.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram