Аргументы Недели → Экономика № 4(495) от 4.02.16

Триллион крупным планом

, 08:40 , Обозреватель отдела Экономика

Сейчас все кому не лень предлагают способы пополнения госбюджета. Бездействуют разве что министры экономического блока, пока не придумавшие ничего умнее, чем обложить налогом импорт соевого масла. Тем временем ситуация действительно очень сложная, поскольку этот «Титаник», похоже, и правда тонет. В связи с этим вызывают особый интерес слова экс-министра финансов А. Кудрина. В январе 2016 г. он сообщил: можно смело обнулять траты на все госпрограммы, кроме разве что поддержки села и строительства дорог. Потому что, мол, отдача от них всё равно равнялась нулю, если не была отрицательной. Самое страшное в этой истории то, что инициатором замены классического бюджетного финансирования на госпрограммы был сам Кудрин. Что означает его последнее высказывание? Сотни миллиардов на госпрограммы воровали со страшной силой. Заявление резкое, если не сказать скандальное. «АН» решили разобраться, правда ли, что многочисленные госпрограммы работали в пустоту?

Господдержка креветок

Ситуация с федеральным бюджетом проста до ужаса. Суть такова: если пресловутая бочка нефти хотя бы на 6–8 месяцев замрёт на нынешнем уровне в 30 долларов, дыра в госбюджете разрастётся с нынешних 1,3 до 3–4 трлн рублей. То есть государство недосчитается ни много ни мало трети запланированных доходов. Удар не смертельный, но очень тяжёлый, тут никаким объявленным 10%-ным сокращением не отделаешься. Печально, но может быть ещё хуже. Если же нефть, как всерьёз предсказывают некоторые аналитики, надолго уйдёт к уровню 10–15 долларов, бюджету грозит полный коллапс. Потому что тогда доходы рухнут наполовину, на 6–7 трлн руб. из запланированных к сбору в 2016 г. 14 трлн рублей.

В общем, резать придётся, вопрос лишь – насколько серьёзно. Так что не праздный вопрос, сколько тратят на госпрограммы. После кропотливых подсчётов выяснилось: в общей сложности сейчас это 40 проектов, каждый – грандиозных масштабов. Правда, два самых крупных – «Развитие пенсионной системы» и «Обеспечение обороноспособности» – пока не работают.

Все госпрограммы принимались во времена, когда правительство отчаянно изображало заботу о будущем. В целом за последнее 1,5 десятилетия оно ухитрилось принять более сотни госпрограмм. Большая часть завершилась, как правило, бесславно и без особого шума. Скажем, многие ли в курсе, что в РФ были программа реформы госуправления и программа судебной реформы? Единственный ощутимый результат – бешеный рост доходов некоторых категорий госслужащих в тучные годы.

Другие программы пока в разгаре. Счётная палата недавно провела проверку части этих великих проектов, в руки «АН» попал показательный вердикт. Главный вывод: хоть как-то работают с пользой только три проекта, хотя и «на среднем уровне эффективности». Ещё у 17 отдача ниже плинтуса. При этом у 12 её вообще не смогли оценить. Как сообщила глава Счётной палаты Т. Голикова, программы приняты, деньги успешно тратятся, но ориентиров нет. Тупоголовые министры, олицетворяющие государство, забыли прописать, как, что и зачем оно развивает и каких конкретно ждёт результатов.

Зато, когда покопались в тратах, всплыли любопытные детали. Самые трогательные истории – поддержка за государственный счёт производства элитных морепродуктов-деликатесов и выпуска круизных яхт. Как установила Коллегия Счётной палаты, в рамках госпрограммы поддержки инновационного бизнеса правительство РФ выделило 5 млрд руб. некоему столичному фонду развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. В свою очередь фонд поддержал научно-техническую революцию, отстегнув более 12 млн руб. на проект «по производству тропических ракообразных». Как записано в плане, продукт относится «к премиальному сегменту рынка деликатесных морепродуктов верхней ценовой категории». В общей сложности в 2015 г. инновационный фонд освоил 8,5 млрд рублей. Кроме креветочного бизнеса, он разорился на выпуск дверей класса люкс, «предназначенных для установки в бизнес-центры, рестораны, салоны и бутики». Также поддержал производителя загадочного катера-аэробота для состоятельных граждан и несколько других проектов того же рода. Самое трогательное – всё это шло под лозунгом выполнения антикризисного плана правительства.

В общем, пока Счётная палата не задумалась, жульё при власти щедро раздавало миллиарды, и под ним возникло немало мутных компаний-прослоек, фондов и т.д., навострившихся подставлять корыта и собирать денежные дожди.

Надо сказать, потоки огромные. В 2015 г. федеральный бюджет потратил на госпрограммы 8,7 трлн руб., в 2016 г. в проекте записаны уже 8,87 триллиона. Из 40 проектов пять программ с общим бюджетом 772 млрд руб. работают на развитие регионов. Двенадцать проектов, как заявлено в документах, «повышают качество жизни граждан», на что выделено 3,5 трлн рублей. Ещё 17 госпрограмм на общую сумму 2,26 трлн руб. двигают медведевскую модернизацию. Часть программ с финансированием около триллиона руб. закрытые, поскольку работают на оборонку, ещё четыре проекта стоимостью 1,3 трлн руб. как бы «улучшают работу государства».

Главный госпромах

У экспертов эти суммы безумных размеров не вызывают удивления. «По замыслу бывшего руководителя Минфина А. Кудрина госпрограммы должны были превратиться в становой хребет бюджетного планирования. То есть основной канал, через который потекут федеральные расходы. Предполагалось что сначала через них пойдёт 20–30% бюджетных средств, со временем доля возрастёт до 90%», – объясняют специалисты.

Правда, вышло не совсем так, как задумывалось. Для начала каждое из 16 федеральных министерств заставили подготовить одну, а то и несколько госпрограмм по профильному направлению. Должны были уложиться в 12 месяцев, в итоге средний срок работ над каждой программой затянулся на два-три года. В конечном счёте их налепили на любые вкус и цвет.

Среди всей сотни грандиозных проектов титул самой скандальной, безусловно, принадлежит госпрограмме развития Северного Кавказа. Изначально подъём этого, одного из самых экономически отсталых регионов РФ, оценили в 2,6 трлн рублей. Из них Дагестан претендовал на 721 млрд руб., Ингушетия – на 365,5 млрд руб., Чечня просила 423,4 млрд рублей. С подачи полпреда президента в Северо-Кавказском округе А. Хлопонина, ставку решили сделать на развитие туризма. Это в республиках, где едва ли не ежедневно случаются теракты и прочие вылазки боевиков. Кроме того, местные власти славятся, мягко говоря, вольным обращением с денежными потоками, поступающими из федерального бюджета.

В результате идея поднять Кавказ за пару с половиной триллионов с треском провалилась. Минфин и Минрегион не согласовали ни рубля затребованных средств, саму сумму признали нереальной. Местным властям посоветовали впредь не столько просить всё большие порции денег из федеральных закромов, сколько не душить робкие ростки мелкого и среднего предпринимательства. В конечном счёте кавказский вопрос на федеральном уровне был закрыт.

Титул самой провальной получила федеральная целевая программа «Доступное жильё». О чём говорить, если через 8 лет после принятия этой ФЦП (2005 г.) квадратные метры в среднем по России подорожали на 80%! В крупных городах рост был двух-трёхкратный. Обещанный строительный бум обернулся жёстким спадом. Правительство обещало вводить по квадратному метру новостроек на душу населения в год. Всего посулили более 130 млн особо доступных народу квадратных метров. Реально объёмы строительства удалось дотянуть до 64 млн кв. м, затем они пошли на спад. Для сравнения: в 1986–1990 гг., во времена, когда государство действительно заботилось о нормальном жилье для народа, в РСФСР построили 343,4 млн кв. м жилья. В одном только 1990 г. квартиры получили 1,296 млн семей. В 2013 г. появился знаменитый отчёт Счётной палаты. Из него следует: по программе «Доступное жильё» вылетело в трубу 2 млрд бюджетных рублей.

Самой бестолковой можно признать программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Как-никак они занимают 41% территории РФ (7 млн кв. км), но приютили только 6% населения (8 млн человек). Большая проблема этого макрорегиона – демография, с 1992 г. Дальний Восток потерял 1,5 млн жителей. По сей день развитие идёт ни шатко ни валко. Например, госпрограммой переселения на Дальний Восток заинтересовались в общей сложности 1,4 тыс. человек, хотя планировалось перевезти десятки тысяч.

На этом рейтинг не обрывается. Самой затратной стала программа модернизации вооружений до 2020 г. стоимостью 19 трлн рублей. Самая абсурдная – программа улучшения управления госфинансами, которую предложил Минфин. Он предложил потратить 12,3 трлн руб. «в целях повышения эффективности расходования бюджета». Выходит, чтобы улучшить управление госфинансами, сначала нужно спустить сумму, равную годовому доходу бюджета страны! Самая запоздавшая – госпрограмма развития лесного хозяйства. Работа над ней кипела четыре года. Пока шли чиновничьи дебаты о правильных путях развития леса, разразилась пожарная катастрофа лета 2010 г., которая унесла заметную часть лесного фонда страны.

В общем, в чём-то Кудрин прав. Хотя ФЦП прописаны отдельной строкой в бюджете и курируются чиновником в ранге министра или даже вице-премьера, отдача от многих госпрограмм действительно невелика. Часть целевых программ выполняли для галочки, создатели изначально не собирались добиваться результатов, которые сами себе прописали в планах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram