Экономика любого города зависит от того, что он может продать на внешних рынках. Конечно, внутренний спрос – важен, но сам по себе он возникнуть не может и всегда зависит от заработков извне. Поэтому объём и состав экспорта играют первостепенную роль, когда речь заходит о конкурентоспособности экономики. Так как же обстоят дела в Санкт-Петербурге? Недавно обнародованные цифры по итогам 2014 года говорят о многом.
Согласно отчёту Северо-Западного таможенного управления, в 2014 году экспорт товаров из Санкт-Петербурга вырос на 6,2% по сравнению с 2013 годом. Рост экспорта в денежном выражении составил 1,2 млрд долларов. Общий объём – 20,3 млрд долларов. Из них более половины – 13,5 млрд – приходится на экспорт нефти и другого сырья (за год прибавил 8,6%). Вывоз металлургической продукции тоже увеличился, причём на 13,1% и достиг 1,7 миллиарда. А вот экспорт продукции машиностроения и автомобилестроения упал на 20,8% и составил 1,7 млрд долларов.
Внешне всё выглядит неплохо: экспорт, пусть и не по всем позициям, растёт, а импорт, согласно все тем же данным Северо-Западного таможенного управления, падает, что благоприятно сказывается на нашем внешнеторговом балансе. Но если повнимательнее присмотреться к этим цифрам и сравнить их с показателями других городов, то радости поубавится.
Итак, более 65% петербургского экспорта – это минеральное сырьё. Но Петербург – это не город нефтяников, нефть и газ здесь не добывают, да и местный НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) особой мощностью и высокотехнологичностью не отличается. Откуда тогда такие цифры – 13,5 млрд долларов за 2014 год?
Как поясняет экс-глава Контрольно-счётной палаты Петербурга известный экономист Герман Шаляпин, высокая доля минеральных продуктов в петербургском экспорте – это всего лишь статистический приём и ничего более. На самом деле нефтяные поставки вписываются в соответствующую статью лишь благодаря тому, что в городе на Неве по-прежнему зарегистрированы офисы крупнейших экспортёров нефти и газа. При этом, подчёркивает Шаляпин, городской бюджет от такого экспорта ничего не получает, и все деньги уходят в регионы, где производится добыча.
Выходит, что реальный экспорт из Петербурга составляет около 6,8 млрд долларов в год. Статистический – 20,3 млрд долларов. Много это или мало? Чтобы ответить на такой вопрос, лучше всего сравнить с показателями других городов. Картина вырисовывается неоднозначная.
Сравнение с Москвой просто пугает. В 2014 году столичный экспорт составил 211 млрд долларов. И даже с учётом того, что в Белокаменной сегодня проживает почти 15 млн человек, а у нас только 5 млн, разница огромная. При этом минеральное сырьё в структуре московского экспорта не превышает 25%, а у нас, напомним, более 65%. Доля инновационной продукции (компьютерные технологии, фармацевтика, биотехнологические препараты и т.д.) в экспорте из Москвы, по данным столичного департамента науки, промышленности и предпринимательства, составляет 3,25%, или 6,8 млрд долларов – объём всего реального экспорта из Петербурга в 2014 году.
Понятно, что Москва и Московская область – это экономически наиболее развитый регион в РФ. Но город на Неве является крупнейшим промышленным и научным центром страны, нам постоянно твердят о том, что здесь развиваются наукоёмкие производства, создаются промышленные кластеры и реализуются крупные инвестиционные проекты. Должно быть, громкие речи плохо сочетаются с реальной способностью предлагать на внешнем рынке конкурентоспособную продукцию.
Экспортные сравнения с крупными городами Восточной Европы, где доходы на душу населения сопоставимы с петербургскими, поводов для оптимизма тоже не дают. Например, двухмиллионный Будапешт в 2014 году экспортировал, по данным Национальной службы статистики, одних только машин и оборудования на 17 млрд долларов, то есть в десять раз больше, чем по той же статье экспортировал пятимиллионный Петербург. Прага, население которой вместе с пригородами составляет 1,4 млн человек, считается ещё более мощным экспортёром машиностроительной продукции: в 2014 году экспорт машин и оборудования из чешской столицы превысил 28 млрд долларов. Какие уж тут сравнения...
Интересно, что и в Венгрии, и в Чехии существенную долю машиностроительного экспорта составляют автомобили, изготовленные, как и у нас в Петербурге, на иностранных предприятиях. Правда, у них в Праге и Будапеште наблюдается постоянный рост производства, а у нас выпуск автомобилей, наоборот, сокращается. В основном потому, что все эти машины рассчитаны на внутреннего российского потребителя, покупательская способность которого в последнее время падает. Не исключено, что отдельные автопроизводители всё же попытаются перейти на новые рынки сбыта. Так, расположенный на границе Петербурга завод Hyundai уже договорился о поставках своей продукции в Египет. Однако в целом тенденция пока обратная: напомним, что экспорт машин и оборудования из Северной столицы по сравнению с 2013 годом сократился в 2014 году более чем на 20%.
Хочется спросить: а как же знаменитые петербургские заводы? Неужели «Силовые машины», «Кировский завод», «Адмиралтейские верфи», «Звезда» и другие ничего не производят на экспорт? Производят, но очень мало. В основном эти предприятия работают на госзаказ (то есть с ними рассчитываются из бюджетов разных уровней) или на внутренний рынок.
Похоже, в ближайшем будущем эта ситуация вряд ли изменится: согласно постулатам знаменитой «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года», развитие экспортного потенциала петербургской экономики целью номер один не является.