Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 39(381) от 10.10.2013

Рыбный передел

ФАС поставила под сомнение решение Госсовета

, 18:39

В 2004–2006 гг. отечественная рыбная промышленность имела наихудшие показатели за всю постсоветскую историю. Российский флот ушёл из Мирового океана, половина предприятий были убыточными, стремительно нарастали объёмы браконьерства, по всем факторам хозяйство уходило в отрицательную динамику. Этот тренд удалось переломить после Госсовета 2007 года.

Согласно статистике, за последние пять лет вылов ежегодно прирастал на 6,5% и к 2012 г. дал прибавку более чем на миллион тонн, достигнув 4,3 млн. тонн. Финансовая эффективность отрасли выросла практически в 30 раз, сальдированный финансовый результат вырос в 37 раз, валовая добавленная стоимость увеличилась почти в два раза, количество прибыльных предприятий достигло 80%, среди основных отраслей – это второе место после оптовой и розничной торговли. По темпам роста инвестиций в основной капитал у рыбной отрасли по итогам 2012 года – первое место среди основных отраслей экономики.

Что дало такие позитивные результаты за пять лет? Абсолютное большинство рыбаков считает, что основой положительной динамики в отрасли стало решение Госсовета, результатом которого стало закрепление в 2008 г. за предприятиями квот на вылов по историческому принципу.

Однако с весны периодически стали появляться тревожные сигналы. Началось всё с не так давно образованного Министерства по развитию Дальнего Востока. Возглавлявший его до недавнего времени Виктор Ишаев резко раскритиковал положение дел в рыбной отрасли. И наконец волна негатива докатилась до осени. В сентябре под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича состоялось заседание Комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. К заседанию правкомиссии ФАС подготовила доклад, согласно которому в рыбной отрасли – всё плохо. «Рыбохозяйственная отрасль не развивается и находится в упадническом состоянии», – говорится в документе. Далее ФАС предлагает фактически план срочной реформы отрасли путём изменения законодательства. Под видом благих намерений – развития береговой переработки и отечественных верфей – ставится под сомнение фундамент всех положительных достижений за последние пять лет – долгосрочное закрепление квот за предприятиями на основе традиционности.

Но с чего бы это вдруг отношение к рыбаку так внезапно поменялось буквально с ног на голову? Зачем ФАС ставит под сомнение решение Госсовета, которое принесло отрасли только плюсы? Весь шум поднялся спустя пять лет, это ровно половина срока, на который государство заключило договора с предприятиями на квоты вылова. Возможно, на рынке появился новый крупный игрок, который претендует на существенную часть квот. Иначе зачем так спешно инициировать передел и перекраивать всю отрасль?

По мнению рыбацкого сообщества, инициатива ФАС по возврату к аукционам на продажу квот отбросит отрасль резко назад, во времена её наихудших показателей. Да и зачем предлагается облагать квоты различными обременениями? Едва ли в таких условиях малый и средний бизнес вообще выживет и получит доступ к распределению квот. На сегодняшний день торговые сети страны не пускают малый рыбный бизнес на свои полки, и ФАС это нисколько не тревожит.

Встаёт вопрос, какой сценарий развития получит отрасль – господство нескольких крупных брендов или малый и средний бизнес объединятся и защитят своё право на свободную добросовестную конкуренцию, предусмотренную ВТО.

В последнее время в СМИ обсуждаются постоянные проверки российских дальневосточных рыбохозяйственных компаний с участием зарубежных акционеров. Но рынок, не разбираясь, кто прав, кто виноват, может отреагировать оттоком инвестиций из отрасли. Безусловно, нарушителей надо наказывать, но неужели нет положительных примеров? Зачем создавать негативный образ рыбака? Кому это выгодно? В России сегодня есть законопослушные добросовестные рыбопромышленные компании, в которых в соответствии с российским законодательством иностранные юридические лица имеют не более 49%. Компании, по сути, привлекают прямые инвестиции в российскую экономику. На рыбодобывающих судах работают российские граждане, что обеспечивает рабочие места и снижает социальную напряжённость в регионах Дальнего Востока.

ФАС предлагает запретить получение права на вылов водных биоресурсов российскими юридическими лицами, имеющими в своем составе иностранных акционеров, причём доля которых составляет 49% и менее. В  законодательстве такого ограничения нет. Да и вообще, если руководствоваться логикой ФАС, – не следует ли для ясности просто взять и запретить иностранные инвестиции в предприятиях рыбной отрасли? Ситуацию комментируют эксперты.

Мнение экспертов

Георгий КАРЛОВ депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

ПОСЛЕДНЕЕ время в рыбном хозяйстве наблюдается ситуация, когда проверок становится больше, бюджетных денег на них тратится больше, а нарушений меньше не становится. Маятник качнётся лишь тогда, когда, наказывая нарушителей, государство будет защищать и поощрять законопослушных, создавая им условия для развития, тогда и число положительных примеров будет умножаться. Рыбная отрасль у нас представлена в основном предприятиями малого и среднего бизнеса – это те налогоплательщики и рабочие места, которые дают основной доход в госбюджет от рыбного хозяйства. На их плечи ляжет и строительство флота, и развитие на Дальнем Востоке современной эффективной береговой инфраструктуры, которая имеет все шансы стать не хуже, чем в Корее и других ведущих морских государствах АТР.

Для рыбной отрасли Азиатско-Тихоокеанский регион – стратегический вектор развития. Сегодня в мировой экономике АТР – это более 60% ВВП, более 60% населения земного шара, 51% мировой торговли. Дальний Восток – это выход России на международный рынок АТР, возможность эффективного экономического сотрудничества. Роль интеграции национальных экономик в современном мире существенно возрастает. Нельзя замалчивать ситуацию в отечественном судостроении. Действующее законодательство нацелено на строительство рыболовного флота на территории Российской Федерации, однако действующие мощности судоверфей не позволяют изготовлять крупнотоннажные рыболовные суда. Развитие мирового судостроения идёт по пути наращивания единичных мощностей. В России не изготавливали и не изготавливают дизельные двигатели большой мощности. Выходом могла бы стать возможность кооперации с иностранными компаниями для строительства российского современного крупнотоннажного рыболовного флота.

В оценках ФАС порой наблюдаются парадоксы. Что плохого в том, что отечественные компании-экспортёры находят друг с другом общий язык, чтобы выходить на внешний рынок по наиболее выгодным условиям для получения максимальной цены на свою продукцию? Ведь это напрямую влияет на внешнеторговый баланс Российской Федерации и даёт государству средства развивать в том числе и свою береговую и морскую инфраструктуру. За это ФАС наших рыбаков осуждает, в то время как в Норвегии и других странах для этих целей создаются специальные организации и выделяется финансирование.

 

Александр ФОМИН, руководитель Всероссийской ассоциации рыбаков, промышленников и экспортёров (ВАРПЭ):

СО ВСТУПЛЕНИЕМ в ВТО у объединения появилась обязанность по защите прав свободы добросовестной конкуренции для российских предприятий – членов ассоциации. Международная практика показывает, что в этом вопросе роль отраслевых объединений достаточно велика и эффективна.

Для стабильной работы отрасли важны прозрачные и долгосрочные условия доступа к ресурсу, обеспечивающие, с одной стороны, их рациональное и неистощимое использование, а с другой – эффективное экономическое развитие рыбохозяйственного комплекса в целом. Отечественный рыбохозяйственный комплекс успешно развивается и совершил огромный скачок за последние 10 лет. Это стало возможным за счёт создания эффективной системы управления рыболовством, в том числе в части формирования прозрачных правил доступа к ресурсу. Получив закрепление квот на десятилетний период, предприятия начали эффективно развиваться и вкладывать средства в модернизацию флота и перерабатывающих производств. За последние пять лет инвестиции в основной капитал увеличились в 2,4 раза. Наша ассоциация выражает обеспокоенность участившимися сигналами о возможных изменениях правил игры, что не способствует созданию благоприятного инвестиционного климата, поскольку снижает доверие бизнеса к государству. ВАРПЭ будет отстаивать позицию о необходимости сохранения исторического принципа распределения ресурса, который способствовал выходу отрасли из кризиса конца 90‑х – начала 2000-х годов, и за достаточно короткий период не на словах, а на деле подтвердил правильность принятых Госсоветом решений.

 

Анна ГОРНОВА, вице-президент Фонда «Национальный Престиж»:

ПОСТАВЛЕННАЯ Президентом страны задача привлечения инвестиций в экономику Дальнего Востока потребует от России за несколько лет в режиме ВТО максимально эффективно для себя экономически и политически встроиться в баланс интересов производителей, потребителей и национальных экономик стран АТР. Это прежде всего касается регулирования сырьевых и энергетических рынков и соответственно предприятий, торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами. В этом отношении законодательство должно быть понятно и предсказуемо и для бизнеса, и для инвесторов. В этом вопросе нельзя допускать потрясений.

В действующем законодательстве ограничение доступа зарубежных лиц к ресурсной базе отечественного рыболовства чётко и ясно прописано. Согласно №166-ФЗ «О рыболовстве», в случае если российские компанииф осуществляют рыболовство зафрахтованными судами, принадлежащими иностранным компаниям, – это является нарушением законодательства и поводом для привлечения к ответственности. В том случае, если российские компании осуществляют промысел на российских судах, – нарушения законодательства нет.№57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» ограничивает участие иностранного капитала в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение.Если контрольный пакет акций юридического лица, которое является российским стратегическим предприятием, принадлежит не иностранной организации, а участникам российской компании, то действие №57-ФЗ не распространяется на правоотношения между российским обществом и иностранной компанией.

Поднятая ФАС тема «исторического принципа» распределения квот касается только одного из технологических циклов, а именно рыбодобычи, только поднимающейся «с колен» рыбной отрасли.  В рыбном хозяйстве всего мира «исторический принцип» является базовым. Зачем его разрушать? Ведь это развитие прибрежных регионов России, рабочие места и кадры. Это судьбы десятков и сотен тысяч граждан нашей страны.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram