Наступило лето, начались отключения воды. В некоторых регионах её дают всего на несколько часов в день, как драгоценность. Для государства, обладающего одними из крупнейших запасов воды в мире, это немыслимая халатность.
Воды в России больше, чем нужно. Реки и озёра занимают 12% территории страны. Вместе с подземными источниками, местные водоёмы содержат пятую часть мировых запасов. Цифры поражают. На каждого жителя России приходится 30 тыс. кубометров пресной воды в год – в 17 раз больше установленной ООН нормы.
Но на практике всё не так просто. Знаменитые на весь мир российские полноводные реки текут в основном в безлюдной Сибири. На европейскую часть страны, где проживает 70% населения, приходится только 10% водных ресурсов. К примеру, перебои с водой регулярно случаются в Белгородской области и под Курском.
В южных регионах воды не хватает постоянно. Не успело начаться лето, как разразился дефицит в Калмыкии. Под Новороссийском пересохло водохранилище Неберджай – то самое, которое не смогло сдержать прошлогоднее затопление Крымска. В результате в нескольких районах города воду сейчас включают на 3 часа утром и на 3 часа вечером. Нормальное снабжение восстановится не раньше осени. К августу почти наверняка будут перебои с водой на Северном Кавказе. Там в засушливые месяцы нечем поливать поля. Также могут возникнуть проблемы на Урале – в Екатеринбурге и Челябинске.
Конечно, полностью обеспечить водой всю территорию РФ невозможно. Но кое-что предпринять не помешает. Во-первых, пора научиться беречь воду. Сейчас 10% жидкого ресурса теряется при транспортировке. В никуда уходят 7,5 млрд. кубометров в год. В первых рядах по потерям – коммуналка и сельское хозяйство. Там попусту тратят 30–40% воды.
Во-вторых, давно пора обновить советскую систему водохранилищ и каналов. Возводить новые Беломорско-Балтийские пути нет необходимости. В советское время в европейской части страны построили достаточное количество гидросооружений. Их вполне хватает для нужд большинства городов.
Но за системой каналов нужно следить. К примеру, чистить от ила и грязи. Сейчас это делают из рук вон плохо. По подсчётам Минприроды, 4,5–5 тыс. километров рек нуждаются в срочной реабилитации. Обмелела даже главная артерия европейской России – Волга. Чиновники официально признают, что всю гидросистему ниже Волгограда надо менять. Выше по течению – тоже трудности. Дошло до того, что по Горьковскому гидроузлу в засушливые годы не могут проходить суда. Обеспечивать уровень воды должно Чебоксарское водохранилище, но оно толком не достроено.
Ещё одна проблема – советские каналы, построенные для нужд сельского хозяйства. «По сравнению с советскими временами мелиорация практически сошла на нет. Поля орошают в 10 раз меньше. Основной водопотребитель у гидросооружений сельхозназначения фактически прекратил существование. Каналы зарастают, оборудование разворовывают на металлолом», – говорит замдиректора Института водных проблем РАН Михаил Болгов.
В-третьих, России пора научиться использовать подземные воды. Разведано немало, но пока используют только треть ресурса. «Из-за этого получается, как во Владивостоке. Город питается из водохранилища. Но раз в 10–12 лет тайфуны обходят его стороной – и оно мелеет. Начинаются перебои с водой. Только недавно местные власти начали выделять деньги на строительство подземного водозабора – а до того жителям приходилось терпеть перебои», – рассказывает Михаил Болгов.
Наконец, чтобы обеспечить население водой, нужно строить водопроводы. В крупных городах трубы подведены к 90% домов. Но в деревнях и посёлках – менее 50%. Несколько лет назад правительство наконец заметило, что в богатейшей по запасам пресной воды стране населению её не хватает. В 2009 г. чиновники приняли водную стратегию до 2020 года. В прошлом году – запустили федеральную целевую программу стоимостью 523 млрд. рублей. Из них 292 млрд. рублей выделит федеральный бюджет.
Если программу выполнят, удастся залатать самые крупные дыры в системе водоснабжения. К примеру, казна профинансирует 9 строек и около 70 больших ремонтов водохранилищ. В Калмыкии и Дагестане водохранилища построят с нуля. В Краснодарском крае – реконструируют. Кроме того, чиновники обещают отремонтировать 2,4 тыс. малых гидротехнических сооружений. Сейчас они в среднем изношены на 50–60%. Ещё одно важное решение: правительство решило всерьёз заняться очисткой нижнего течения Волги.
Некоторые стройки уже начались. К примеру, строят низконапорную плотину в Омске. Водоснабжению города мешают заграничные соседи. Сначала воду из бассейна Иртыша разбирают в Китае, что не успели – высасывают в Казахстане. В результате в жаркие месяцы насосам не хватает нескольких метров уровня воды.
В общем, хорошо, что чиновники взялись за гидропроблемы. Жаль только, для надёжного обеспечения водой всей страны запланированных работ всё равно недостаточно. К примеру, новая программа не спасёт от наводнений. Чтобы защитить берега от паводков, нужны 20 тыс. км гидроинженерных сооружений. Сейчас работают только 10 тыс. километров. Но построят максимум 1,5–2 тыс. километров. Остальные берега по-прежнему будет затапливать вместе с посёлками.