Аргументы Недели → Экономика № 21(363) от 06.06.2013

Саранча перешла границу

, 16:44

Российским аграриям не везёт. Зимой мороз бьёт озимые. Летом посевы смывает ливнями или случается засуха. Вдобавок вырастить урожай мешают вредители. Один из самых опасных – мигрирующая из Средней Азии саранча.

Российским аграриям саранча вредит меньше, чем их коллегам из жарких стран. К примеру, на Ближнем Востоке она – почти фатальное бедствие. В этом году насекомые почти уничтожили финиковые пальмы на берегах Красного моря и вторглись на остатки пшеничных полей в Саудовской Аравии. Заодно атаковали Израиль. По подсчётам местных экономистов, к началу июня незваные гости причинили кибуцам ущерб в миллионы шекелей (то есть десятки миллионов рублей). Латинской Америке саранча тоже доставляет немало проблем. Там она не только уничтожает посевы, но и мешает проводить рок-концерты. В мае особо назойливые насекомые искусали Пола Маккартни, когда музыкант давал концерт в бразильском городе Гояния.

В России саранча на музыкантов пока не нападает. Но посевы на юге страны и за Уралом регулярно оказываются под угрозой. К примеру, в 2011 г. насекомое поразило почти все зерновые регионы страны. Минсельхоз прогнозировал, что ущерб от нашествия превысит 50 млрд. рублей. К счастью, большую часть зерна удалось спасти с помощью лошадиной дозы инсектицидов. Пострадали только 2,2 млн. га – в 5 раз меньше, чем планировали чиновники. Но пока саранчу останавливали на подступах к полям, она успела изрядно потрепать кормовые культуры и сенокосы. Не успели аграрии перевести дух, как в прошлом году случилось новое нашествие. Саранча объявилась на подступах к 4,5 млн. га пшеницы. В Оренбургской области она съела зерна почти на 200 млн. рублей. В Саратовской – повредила до половины посевов. В этом году насекомое снова атакует российские поля. Режим чрезвычайной ситуации объявлен в Оренбуржье и на Ставрополье. С саранчой начали бороться в Волгоградской области, в Якутии.

Казалось бы, в российских условиях справиться с саранчой нетрудно. Климат в нашей стране куда более холодный, чем в Саудовской Аравии и Израиле. Самые опасные виды саранчи здесь не живут. К примеру, пустынная саранча, откладывающая яйца 3–5 раз в год, до России даже не долетает. В наших широтах обитают относительно мирные подвиды насекомого, такие как среднерусская и итальянский прус. Они откладывают яйца только один раз в год. Потомство вылупляется в мае, а взлететь может не раньше конца июня. Поэтому очаги бескрылых личинок саранчи легко выявляют в конце весны – начале лета и уничтожают. Среднестатистическому региону операция по устранению вредителя обходится в 15–30 млн. руб. в год.

Проблема в том, что у России есть южные соседи, которые борются с саранчой через пень-колоду. В Казахстане, Азербайджане, Киргизии каждый год остаётся огромное количество не уничтоженных вовремя личинок. В июне молодёжь вырастает, ей перестаёт хватать корма, и саранча встаёт на крыло. Проще говоря, превращается в смертоносный для посевов рой. На научном языке – стадо. Одно стадо насчитывает 50–100 млн. насекомых. Оно летает на высоте трансатлантического лайнера и способно преодолевать без посадки 2 тыс. километров. Взрослый рой съедает 100–200 тонн растений в день.

В июле стада саранчи снимаются с опустевших среднеазиатских полей и устремляются на север – в Россию. Здешние поля настигает вторая волна вредителей. Куда более опасная, чем первая, которую отечественные аграрии успевают уничтожить на стадии личинок. Бороться со стадом взрослой саранчи можно лишь одним способом: щедро заливать посевы инсектицидами. Излишне говорить, такая практика увеличивает количество вредных веществ в урожае. Вдобавок современные химикаты не очень-то эффективны против саранчи. Быстро и навсегда её уничтожает разве что дуст (ДДТ), но из-за вредности это вещество давно запретили по всему миру.

Именно рои, прилетающие из Средней Азии, ответственны за основные потери российских аграриев от саранчи. Понятно, чтобы решить проблему, нужны международные усилия. Но Россия, похоже, не в состоянии убедить соседей наладить борьбу с вредителями. Вся надежда – на международные организации. В 2011 г. Продовольственная организация при ООН (ФАО) запустила пятилетнюю программу по уничтожению саранчи в Средней Азии и на Кавказе стоимостью 1,6 млн. долларов. Если она не принесёт успехов, российские аграрии обречены на вечную борьбу с крылатыми среднеазиатскими насекомыми.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram