Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 47(288) от 01.12.2011

Страсти по сайре

, 17:05 , Обозреватель отдела Экономика

Рыба на прилавках дорожает вопреки здравому смыслу. Можно сказать, в экономическом плане цены на неё плывут вперёд хвостом. Например, из-за отличного улова лососёвых на Дальнем Востоке, также изрядного перепроизводства форели и сёмги в Норвегии и Чили мировые цены на красную рыбу в конце 2011 г. – самые низкие за последние семь лет. Только на аппетитах отечественной розницы это не отразилось. Оптом лососёвые сейчас идут по 70–120 руб/кг, на прилавках лежат по прежней сверхвысокой цене – 350–450 рублей.

Другая аномалия – ситуация вокруг одной из самых популярных «консервных» рыб. В нынешнюю путину рыболовы взяли сайровый реванш. Добыча выросла на 100%. Это после двух провальных лет подряд! Сайровый сезон, который длится с августа по декабрь, ещё в разгаре, а рыбаки уже привезли на берег 62 тыс. т сайры против 25–35 тыс. т в предыдущие годы. Впору радоваться, но тут огорошило Росрыболовство. Ведомство объявило: намечается дефицит и спрогнозировало новый виток сайровых цен. Как такое возможно?

Секрет свежести

Сайра – самая домашняя рыба в РФ. В отличие от лосося и минтая, которых мы ловим очень много (0,5–1 млн. т в год), но 50–70% добычи продаём за рубеж, вся сайра остаётся внутри страны. Мало того, мы её крупнейший мировой покупатель, берём в основном у Японии.

Вот цифры. По данным продовольственной организации при ООН, мировой улов сайры идёт волнами. В худшие периоды – например в 1970-м и
1999-м гг. – он опускался до 160–190 тыс. тонн. В лучшие сезоны, такие как 1962, 2003 и 2008 гг., – сайры в мире вылавливали по 500–600 тыс. тонн. При этом традиционно значительную долю этой рыбы закатывают в банки на территории нашей страны. В последнее время российский сайровый спрос достиг 100–120 тыс. т в год. Минимум – пятая часть мировой добычи.

Где собрать такой урожай? Наше основное сайровое угодье – Дальний Восток. Он поделён как бы на четыре зоны, между которыми идёт негласное соревнование. В нынешнем сезоне сайровым призёром стал Сахалин, местные суда привезли на берег 30 тыс. тонн. Совсем немного отстал флот Приморья. В арьергарде – рыбаки Камчатки и Хабаровского края, которые добыли по 3–5 тыс. тонн.

Сайроловы рассказывают о своей работе взахлёб. В СССР к сайре относились настолько серьёзно, что построили четыре громадных судна – плавучих перерабатывающих завода. На каждой такой махине трудятся 400 человек. Схема задумана так: флот среднетоннажных добывающих судов черпает рыбу из моря и сразу отвозит на плавучую фабрику. Там сайру тут же закатывают в банки – рыба получается свежая и вкусная.

Плавучие базы – гордость дальневосточного рыболовецкого флота. До недавнего времени, кроме РФ, таких кораблей не было ни у одной страны. Ещё бы: стоимость постройки – более 300 млн. долларов. Правда, теперь плавучая фабрика-махина есть у китайцев. Бывшая – наша. В ноябре 2011 г. плавзавод «Всеволод Сибирцев», которому недавно исполнилось 22 года, продали в КНР за смешную сумму 8 млн. долларов. Бывший собственник, компания «Преображенская база тралового флота», утверждает – фабрика была нерентабельна. Каждые сутки в море обходились в 2 млн. рублей. И вообще – переработку выгодно переводить на берег. Рыба, разумеется, будет не такая свежая. Зато, вероятно, прибыль несопоставимо выше.

Шторм у Шикотана

Но что о грустном. Сайровый промысел по-прежнему полон романтики. Например, кто бы подумал – улов зависит от полнолуний. Никакой мистики: суда охотятся на очень редкие, зато огромные косяки. Найдя, приманивают рыбу к сетям светом. В нынешнем ноябре не повезло: когда в Тихом океане рыболовецкая флотилия наконец наткнулась на безбрежные сайровые залежи, светила полная луна. Это сбило сайру с толку, на фонари стая реагировала вяло. Вдобавок вскоре вмешался сильнейший шторм – российский флот ушёл в укрытия к островам Малой Курильской гряды. Если бы не луна и не буря – улов был бы крупнейшим в истории.

Впрочем, он и без того неплох. Во многом, кстати, – заслуга учёных. Нынешним летом, впервые за последние 20 лет, сайроловы попросили помощи у Сахалинского института рыбного хозяйства и океанографии. Дело в том, что прогнозировать, где пройдут сайровые косяки, ничуть не проще, чем предсказывать поведение ураганов. Без научной поддержки можно месяцами скитаться по океану и не найти большой рыбы.

Третий элемент сайрового пейзажа – с дипломатическим оттенком. Страсти по рыбе бурлят нешуточные. Трудно поверить: японцы стерегут сайру в водах российских Курил. Они обороняют наши дары моря от южных корейцев. Дело в том, что самые большие косяки обычно скапливаются в 100–200 милях к югу от острова Шикотан. То есть – рядом с морской границей РФ и Японии.

Традиционно с 1960-х годов наша страна делает рыбный реверанс в сторону Токио. В обмен на уплату пошлины японским сейнерам разрешают ограниченный лов в нашей экономической зоне. Проблема возникла несколько лет назад – когда в рыбалке решили поучаствовать южные корейцы. За 23 млн. долл. 26 судов из этой страны приобрели у РФ право на вылов 15 тыс. т сайры в районе Шикотана. Японцы отчаянно заревновали. Токио пригрозил Сеулу всевозможными осложнениями. В результате – вытурил конкурента.

Ценовой улов

Затем и сама Страна восходящего солнца оказалась в сложной ситуации. Знаменитое землетрясение марта 2011 г. не только преподнесло миру «Фукусиму», но и разнесло в клочки японскую сайроперерабатывающую промышленность. Цепочка цунами смыла все порты, где традиционно разгружали эту рыбу, и уничтожила прибрежные холодильники-рыбохранилища. Между тем восточный сосед добывает сайры больше всех в мире – 150 тыс. т в год. Куда направить поток? Взгляды обратились на Россию, тем более – на сайру приходится 85% всего японского рыбного экспорта в РФ.

Не тут-то было! По телевидению представители Роспотребнадзора рассказывают: никакой радиоактивной угрозы нет. На деле – ввели эмбарго на поставки японских уловов. Торг тянется с лета. Япония заваливает РФ просьбами разрешить масштабный импорт рыбы, но кран пока перекрыт. Если в прошлом году закупки японской сайры поставили рекорд – 60 тыс. т, в нынешнем году за 10 месяцев пропустили только 7,8 тыс. тонн.

Это объясняет заявление главы Росрыболовства А. Крайнего насчёт грядущего дефицита сайры в год рекордного улова. Мол, РФ грозит недостача 30–40 тыс. т сайры. Соответственно, возможен рост цен, почище прошлогоднего. Тогда любителям сайры не поздоровилось. В сезон 2009–2010 гг. из-за плохого улова, даже на Дальнем Востоке стоимость подскочила вдвое. В Южно-Сахалинске банка сайры подорожала до 22 рублей. Во Владивостоке, где переработкой сайры не занимаются, цена дошла до 30–35 рублей. За Уралом тот же товар продаётся уже по 50–60 руб., в некоторых особо жадных сетевых магазинах европейской части РФ ценник дорос до 70–80 рублей. Страшно представить, что будет с ценой некогда доступных рыбных консервов, если начнётся ещё один виток подорожания.

Так что страсти накаляются. Японцы клянутся наладить тотальный контроль, проверяя всю рыбу на радиоактивные йод и цезий. Роспотребнадзор пока хранит ледяное молчание. Тем временем Росрыболовство зачем-то раздувает страшилки о грядущем дефиците. Чем это кончится – понятно. И кто выиграет, если опять пойдёт ценовая гонка. Считайте сами: в 2010 г. оборот рыболовства составил 108 млрд. рублей. При этом денежный оборот всего российского рыбного рынка – достиг 500 млрд. рублей. Так что весь доход достаётся рыбным посредникам и крупнейшим торговым сетям, а вовсе не рыбакам или переработчикам.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram