Черная дыра таможни стала слегка белее. Но не потому, что возят меньше контрабанды. Просто наконец появились данные, позволяющие более или менее точно оценить, насколько невероятные суммы утекают из госбюджета сквозь приграничное решето.
Ровно год назад премьер В. Путин произнес историческую фразу: «Несколько лет назад я практически разогнал все руководство таможни. И что? Каналы как работали, так и работают до сих пор… Где посадки?» После этого разогнали «мекку контрабанды» – Черкизовский рынок. Началась грандиозная чистка на Северо-Западной таможне с длинным списком громких дел, посадок и даже самоубийств таможенного начальства.
Кроме того, до правительства наконец дошло, что система «частных таможенных терминалов», которые процветают в нашей стране и ежегодно переваливают товары на многие десятки миллиардов долларов, не имеет аналогов в мире. В первую очередь – с точки зрения удобства для контрабандистов.
В словах премьера звучала нескрываемая обида. Его легко понять. Госбюджет все больше напоминает тонущий «Титаник», а таможня – не просто «один из», а основной источник его пополнения. Достаточно назвать одну цифру: по данным Росказначейства, в прошлом году таможенные сборы принесли в бюджет… 2,5 трлн. рублей. Для сравнения: знаменитый налог на добычу полезных ископаемых, включая газ, нефть и многое другое, за то же время принес бюджету менее 1 трлн. рублей.
Итак, таможня – это «наше все» с точки зрения бюджетной политики. Проблема в том, что это «все» как единая система давным-давно исповедует следующий принцип: «таможня работает на себя и немного делится с государством». Насколько – немного? Каких только не строили предположений! Оценки сумм, которые недополучает бюджет, разнились от 500 млрд. до 1 трлн. руб. в год.
Похоже, реальность оказалась еще ужаснее. Всемирная торговая организация провела вроде бы рутинную работу – суммировала данные китайских предприятий о поставках одежды в Россию. Всплыли следующие цифры: в 2007 г. китайцы отгрузили нам товара на 6,6 млрд. долл., в 2008‑м из-за кризиса наступил спад, и одежды продали только на 3,7 млрд. долларов. Но вот незадача: согласно официальным отчетам российской таможни, за 2008 г. она «обработала» китайской одежды на 530 млн. долл., год спустя – на 900 млн. долларов. То есть в 2008 г. жулье «в черную» перетащило через таможню китайского тряпья на 6,07 млрд. долларов.
Итак, мимо бюджета проскочили грандиозные суммы. И это – только одежда! Ясно также, что реальный объем контрабанды в 4–10 раз превышает официально декларируемый товарный поток. Нагляднее всего потери государства видны на таком примере. Средняя стоимость одного стандартного контейнера с китайской одеждой – 450 тыс. долл. (14 млн. руб.). Эксперты объясняют: если таможить его по правилам, государству причитается 20% пошлины и 18% налога на добавленную стоимость. Всего набегает более 5 млн. рублей.
Но для тех предпринимателей, которым кажется, что это дорого, существует обходной канал. Источники «АН» поделились такой информацией: на самом бойком таможенном направлении страны – Северо-Западном – стандартная такса за пропуск контейнера без уплаты пошлин – 10 тыс. евро (менее 400 тыс. руб.). Налицо громадная выгода: коммерсант выигрывает 4,5 млн. руб. с каждого контейнера, ну а таможенники – покупают себе квартиры и дорогие иномарки… Для справки: только через Северо-Западную таможню ежегодно проходит более… 800 тыс. контейнеров.
Выгода от контрабанды настолько велика, что деятели теневого рынка легко мирятся с потерей огромных сумм. Эксперты приводят в пример свежую историю. Недавно на один из частных таможенных терминалов с оборотом 15 тыс. контейнеров в месяц нагрянула группа оперативников. Они обнаружили два десятка автофургонов, набитых контрабандной одеждой. Владельца не нашли – он скрывался за подставной фирмой-однодневкой. Товар общей стоимостью… 300 млн. руб. до сих пор так и стоит на складе – хозяева не объявились.
Вряд ли стоит винить во всем только поставщиков одежды – импортеры других товаров действуют так же. Например, известна история, когда швейцарские часовщики поставили российских таможенников в очень неловкое положение. Альпийская страна с радостью объявила, что Россия стала одним из крупнейших в мире покупателей очень дорогих швейцарских часов. Ежегодные поставки превысили 300 тыс. штук на сумму 270 млн. долларов. Но, по официальным данным российской таможни, через нее прошло только… 70 тыс. швейцарских хронометров.
Таких примеров – немало. Чего стоят хотя бы последние сводки с таможенного фронта. После того как в апреле 2010 г. правительство дало понять таможне, что надо поднапрячься, а ФСБ и милиция одновременно начали глобальный «шмон» таможенных терминалов, таможенные доходы бюджета всего за один месяц май подскочили на 76% – с 217 до 384 млрд. рублей.
В общем, легко понять, что черная дыра на таможне высасывает из госбюджета далеко не одну сотню миллиардов рублей в год. Понятно также, что тема таможни – неисчерпаема. Рассказывают невероятное количество реальных историй, которые намного интереснее, чем остросюжетный детектив. А уж от сумм, которые крутятся на теневом рынке, – захватывает дух. Поэтому «АН» обязательно вернутся к этой теме в ближайших выпусках.