Наука, на выход!
ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, ЛИИ имени М.М. Громова, ГИПРОНИИАВИАПРОМ - этими столпами авиационной науки всегда руководили настоящие и великие ученые мужи, академики. Отсюда шли прорывы и открытия в материаловедении, аэродинамике, двигателестроении. Ученые и конструкторы занимаются фундаментальными исследованиями, которые не приносят мгновенной отдачи. Благодаря заделу прошлых лет и сегодняшним работам отечественная авиационная наука не выглядит бледно на фоне зарубежных исследователей.
А тут появляется Борис Алешин с наполеоновскими планами собрать всех ученых под крышей единообразного авианаучного холдинга. В замы к нему идут давно знакомые чиновники: Евгений Горбунов, поруководивший авиастроением в структурах Роспрома (он был в числе героев публикации в «АН» «И у Путина есть оппозиция»), и экс-директор ЦАГИ Сергей Чернышев. Как говорят знающие люди, на посту гендиректора ЦАГИ он попросту держал место для Алешина, пока тот «гробил» АвтоВАЗ.
Возникает серьезная угроза превращения институтов, способных заглянуть в будущее и подготовить там площадки, в обычные «отмывочные» инструменты - «эффективный менеджер-рыночник» новой формации вряд ли позволит расходовать средства, если это не сулит реальных барышей здесь и сейчас. Тем временем VIP-зона для г-на Алешина в ЦАГИ уже готова, конструкторов и инженеров с барского этажа погнали. Какой он «менеджер» - не мне судить, но Госстандарт развален, Роспром после него ликвидирован, АвтоВАЗ в глубоком пике. И все же зачем Алешину и его покровителям ЦАГИ? Он кресла и побольше видал.
«АН» внимательно следят за действиями чиновников Минпромторга и «ОПК Оборонпром» по фактической ликвидации военного двигателестроения. В частности, за развалом уникального научно-технического комплекса СНТК им. Н.Д. Кузнецова в Самаре. На наше обращение в Генеральную прокуратуру пришел положительный ответ. Подключается к расследованию и ФСБ РФ. Приводим факсимиле ответа этого центрального ведомства.
Суперлоббист
Известно, что проект «Сухой Суперджет 100», региональный лайнер, лоббировал с подачи Германа Грефа именно Борис Алешин. В ранге главы ликвидированного ныне Роспрома он сумел так сформировать федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», что в ней, по сути, кроме детища Михаила Погосяна ничего реального и «инновационного» не осталось. Вернее, реальное было, но деньги под это заложили мизерные. И даже этот мизер до разработчиков не дошел. Зато «Суперджет» продолжает успешно поглощать бюджетные средства: счет идет уже не на миллионы, как клятвенно обещали руководству страны создатели этого «PR-джета», а на миллиарды долларов.
Почему «PR-джета»? Эта машина - далеко не самая удачная по конструкции и цене. Широко разрекламированный франко-российский мотор SaM146 на деле является конверсионным двигателем французского многоцелевого истребителя Мираж-2000 разработки 80-х годов прошлого века. Сейчас этот двигатель для «Суперджета» преследуют проблемы - на испытаниях разрушаются лопатки турбин российского производства из-за превышения температуры в камере сгорания (газогенераторе). А требования к ресурсу и надежности в боевой и гражданской авиации разные - катапультных кресел в пассажирских лайнерах нет.
Низко расположенные двигатели «Суперджета» пылесосят взлетно-посадочную полосу. Это в Европе нормально, а на большей части наших аэродромов посторонних предметов в виде бетонной крошки или гудрона предостаточно. Попадет камешек в турбину - добро пожаловать на ремонт в лучшем случае. В прошлом этот фактор учитывался - «Ту», «Аны» и «Илы» строились (и строятся - Ан‑148 тому пример) с учетом возможности посадки и взлета даже с грунтовых полос. С планером лайнера тоже пока не все ладно - крепление крыла к фюзеляжу на стендах ЦАГИ испытывает проблемы при расчетных нагрузках.
Операция «Прикрытие»
Что сделал «Суперджет» для отечественной авиации? Стал ее могильщиком. Оттянул под себя все, что государство способно выделить на гражданское авиа- и двигателестроение. Без господдержки будущее отрасли незавидное. Как и перспективы Ту‑334 - самолет есть, отечественный («Суперджет» в лучшем случае наш на 20%), сертифицирован по полной, не боится плохого качества аэродромов, просторней «Суперджета» и не хуже по характеристикам. Ту-334 неоднократно на тендерах, которые устраивали ФСО и Управление делами Президента РФ. Но, видимо, не судьба. Мотивированные кем-то явно чужим, чиновники Роспрома, Минпромторга и ОАК деньги на запуск машины в серию зажали: все ресурсы брошены на «Суперджет».
Вот и получается, что с воцарением г-на Алешина в авианауке будущее прекрасной туполевской машины Ту-334, судьба супердвигателя НК-93 для средне- и дальнемагистральных авиалайнеров становятся все туманнее. Рассчитывать на объективную оценку достоинств техники, которая пришлась не ко двору еще в бытность Бориса Сергеевича главой Роспрома, трудно -экспертные оценки уважаемых учреждений будет, похоже, формировать и доносить наверх этот «прагматичный авиа- и автогений».
Не удивлюсь, если г-н Алешин административным ресурсом продавит «Суперджет» в серийное производство. Думаю, Борис Сергеевич в роли предводителя авианауки сделает все от него зависящее, чтобы этот полуфабрикат проскочил тернии сертификации. «Главное, чтоб костюмчик сидел». А летать из пункта А в пункт Б нам с вами. В качестве позитива должен сказать: если самолет взялись доводить до ума по-настоящему - доведут.
Но не стоит забывать - рынок региональных авиалайнеров ударными темпами осваивают одноклассники «Суперджета»: бразильский Embraer-190, российско-украинский Ан-148, на подходе китайские и японские машины.
Поэтому г-ну Алешину надо спешить.
Нам отвечают