Аргументы Недели → Экономика № 42(180) от 22.10.2009

Центробанк пошел на обмен

, 18:10

Фантомы в окошках

В ЦБ уверены, что обменом валюты должны заниматься только банки. Так что в следующем году, если вы захотите прикупить долларов или продать пару сотен евро, - добро пожаловать в отделение. Ведомство подготовило такие поправки в закон «О банках», по которым все обменники, расположенные за пределами банковских офисов, будут закрыты. Значит, под угрозой - подавляющее большинство уличных пунктов, а их в нашей стране, по разным оценкам, насчитывается от 10 до 15 тысяч. Точную цифру не знает никто, потому что в стране много обменов-призраков, которые работают по подложным документам.

Понятно, что информацию о предстоящем запрете обменников неспроста заранее подкинули в СМИ. Все-таки это отчасти политический вопрос, потому что «валютные окошки» для населения всегда были чем-то вроде наглядного символа экономической свободы. К тому же, прихлопнув эти валютные «институции», легко спровоцировать слухи о предстоящем «крахе рубля». Если уж у нас даже в благополучном 2007 г. вдруг возникли упорные слухи о новой деноминации, то в нынешние времена и вовсе может начаться массовая паника. Ясно, что запрет вызовет изрядный шум - вот финансовые власти и прощупывают общественное мнение.

Оно между тем далеко не однозначно. Слишком много аргументов накопилось в пользу жесткого варианта решения. Потому что значительная часть обменов давно превратилась в кормушки для мошенников, которые занимаются своим ремеслом с той или иной степенью наглости.

Те, кто следит за банковскими и криминальными новостями, знают: не проходит и недели, чтобы не пришло известие об очередном валютном мошенничестве. Причем самые заметные аферы произошли в последние несколько месяцев.

Например, в Новосибирске жулики арендовали пустующий обменник и дали объявление о покупке долларов по выгодному курсу. На эту рекламу попался финансовый директор крупной компании - он принес менять 320 тыс. долларов. В окошке деньги приняли, после чего «кассир» заявил, что купюры надо проверить, затем вышел через заднюю дверь - и был таков.

Поражает даже не простота мошенничества, а то, что вроде бы умудренный опытом предприниматель заволновался только через 30 минут. Тем более что этот способ выманивания денег у граждан - далеко не новость. Вот лишь один пример: в начале октября в Южном федеральном округе осудили банду, два года успешно работавшую по схеме с обменниками-фантомами. Мошенники обманули сотни человек, дело разрослось до восьми томов, зато и сроки дали недетские - от 6,5 до 7 лет.

Курсы обмана валют

У Федеральной антимонопольной службы - особое мнение насчет запрета обменников. Она считает, что это  ограничит доступ граждан к банковским услугам.

С одной стороны, это странно, потому что еще год назад ФАС отнюдь не благоволила «уличным» менялам. Тогда эта служба сильно обеспокоилась, что информация о курсах валют внутри и снаружи обменника часто различается в невыгодную для клиентов сторону и попросила ЦБ установить требования по раскрытию информации пунктами обмена. Правда, внятного ответа антимонопольщики так и не получили.

С другой стороны, за реакцией ФАС стоят понятные опасения: если обмены останутся только в банках, их количество уменьшится в сотни раз. Нет никаких сомнений, что после этого курсы покупки и продажи станут гораздо менее выгодными. Насколько? «Сейчас они редко отличаются больше, чем на один рубль, значит, комиссия банка при обмене - около 3%. Но если конкуренция уменьшится, комиссию поднимут до 10-15%. Таким образом, курсовая разница подскочит до трех, а то и пяти рублей, что весьма ощутимо», - полагают эксперты из Московской финансово-промышленной академии.

Придворный обмен

Хотя самые распространенные обменные мошенничества обычно остаются безнаказанными. Милиция разводит руками, когда к ней обращаются с требованием прижать кассиров, к рукам которых при расчете «прилипло» несколько купюр. Или выставляют привлекательные курсы, но играются с нулями после запятой, «забыв» упомянуть об очень крупной комиссии.

Широкую известность получила деятельность сети обменов, работавших под вывеской несуществующего Север-банка. Один из их клиентов при обмене 10 тыс. долл. недосчитался 2,4 тыс., у другого «сняли» 1 тыс. долл. при обмене 5 тысяч, третьего обманули на 900 долларов. Это только те редкие случаи, когда пострадавшие обратились с заявлением в милицию. Но и она в итоге расписалась в своем бессилии и попыталась замять дела.

Между тем в крупных городах такие мошенничества приобрели характер эпидемии. Отчаявшись найти правду в правоохранительных органах, пострадавшие заваливают жалобами депутатов. «Судя по поступающим к нам сигналам, в городах с миллионным населением стало практически невозможно обменять валюту по адекватному курсу, который указан снаружи пункта. Еще недавно такие явления если и встречались, то в крайне незначительных количествах», - возмущается зампред комитета по промышленности Госдумы Валерий Драганов.

В общем, валютные мошенники преуспевают, милиция безмолвствует, а гражданам не остается ничего другого, как спасать себя самим. Специализированные банковские форумы пестрят советами, как не попасться на многочисленные обменные удочки. Когда читаешь их, создается впечатление, что обмен валюты в наши дни - место не менее опасное, чем жерло действующего вулкана.

Так, может быть, все же прав Центробанк, решивший от греха подальше разом прихлопнуть все эти заведения? Ясно только, что перед нами стоит сложный выбор. Что лучше - сделать так, чтобы менять валюту стало дорого, зато без обмана? Или - по выгодному курсу, но с большим риском лишиться части денег? Хотя даже если обмены останутся только в банках, валютные мошенники никуда не денутся.

На этот случай у них есть особая схема, получившая название «придворный обмен». Она проста и встречается очень часто. Мошенник вылавливает клиентов перед банком, представляется сотрудником и обещает поменять валюту по более выгодному курсу. Получив наличные, скрывается под предлогом, что «деньги подвезут позже», или подсовывает «куклу»...

К счастью, эксперты объясняют, что есть и третий путь. ЦБ мог бы прикрыть валютные окошки, но одновременно подкрутить правила так, чтобы банкам стало выгодно устанавливать на улицах обменные автоматы. Такие машины распространены во многих странах, у них масса преимуществ. «Железный меняла» обходится дешевле, чем самый крошечный «живой» обменник. Специалисты объясняют, что для открытия пункта обмена в крупном городе нужен начальный капитал в 600-800 тыс. руб., тогда как автомат стоит 300-500 тысяч. Такие устройства можно поставить на месте нынешних пунктов, значит, конкуренция не уменьшится. А главное - автомат не обманет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram