Аргументы Недели → Экономика № 41(179) от 15.10.2009

Цари цифровой горы

, 17:54

Программа перевода российского вещания в цифровой формат долгие годы двигалась со скоростью телеги, увязшей в непролазной грязи. Слишком уж много заинтересованных сторон впряглись в разработку этой ФЦП, к тому же интересы у них были, мягко говоря, разнонаправленные. Аналитики отмечали: как вообще можно сдвинуть этот воз, когда налицо сразу несколько конфликтов? Какие именно?

Во-первых, на роль «царя горы» претендовало два ведомства, и у каждого был свой, радикально отличный от чужого, взгляд на то, как «цифровать эфир».

Минсвязи, которое все долгие годы разработки ФЦП возглавлял Леонид Рейман, было уверено, что платить за все должно не государство, а телеканалы. Коль скоро они зарабатывают сотни миллиардов рублей в год на рекламе, пусть сами разоряются на обновление технической базы и сами возятся с наладкой оборудования.

А вот у ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которое управляет принадлежащей государству громадной инфраструктурой распределения телесигнала по всей стране, было иное мнение. Деньги на проект должно дать государство, потому что только в этом случае оно сохранит полный контроль над вещательной сетью.

Победили государственники: правительство решило, что возьмет расходы в размере 122,5 млрд. руб. на себя. Надо сказать, бюджет программы практически не «обкорнали» по сравнению с первоначально запрошенными 127 млрд. рублей. Единственное, на чем сэкономили, - это на бесплатной раздаче населению приставок к телевизору (они позволяют смотреть цифровой эфир на старых приемниках).

Второй конфликт, спровоцированный переходом страны на новый формат вещания, еще занятнее первого. Телевизионные каналы принялись бодаться за право попасть в круг избранных, получивший название «первый мультиплекс». Что это такое? Это набор из восьми бесплатных телеканалов, которые гарантированно будут приниматься на 99% территории страны.

Задумайтесь: чем в первую очередь сильны крупные телеканалы? Охватом аудитории. Например, Первый канал покрывает вещанием практически всю территорию страны. РТР уступает ему один процент. Значительно меньше - НТВ. А остальные ловятся только в отдельных регионах. Между тем охват аудитории напрямую определяет рекламные доходы телевизионщиков. В общем, те, кто сумел попасть в «первый мультиплекс», бедствовать не будут гарантированно.

Кому досталась эта честь? Очевидно, что сокрушительную победу одержал холдинг ВГТРК - в элитный круг попали пять его каналов: «Россия», «Россия-2» (нынешний «спорт»), «Культура», «Вести 24» и Детский канал. Оставшиеся три счастливчика - это Первый канал, НТВ и «5 канал - Петербург».

Зато до сих пор не ясна судьба ТНТ, РЕН ТВ и ТВ-Центра - не исключено, что некоторые из них не попадут даже во второй мультиплекс, и придется довольствоваться не слишком престижным, а главное - платным - третьим. Можно сказать, что этим бедолагам придется влачить третьесортное существование.

Кстати, обращает внимание, что и победителя в первом конфликте - РТРС - также возглавляет выходец со Второго канала. Нынешний глава этого ФГУП Алексей Малинин до октября 2008 г. был зампредом ВГТРК.

В общем, жаль, что наши самые пробивные телеканалы не спешат выпускать свои акции на биржу. Потому что, если бы так, мы бы посоветовали прикупить побольше ценных бумаг главного государственного телехолдинга ВГТРК. Его «акции» явно растут.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram