Аргументы Недели → Экономика № 35(173) от 03.09.2009

Есть над чем подумать

, 16:47

Нетрудно догадаться, что расчеты специалистов МЭРТа базируются на ожиданиях стабильных цен на сырье, прежде всего на нефть. Даже пессимистичный Минфин России в проекте бюджета на следующий год повышает расчетную стоимость барреля нефти. Но не слишком ли рано власти успокоились?

Естественно, что ожидать так называемой второй волны кризиса в этом году наивно по причине избыточной ликвидности в мире. Вопрос в том, что ждет нас дальше, когда всевозможные стимулирующие меры себя исчерпают? Государственные расходы смогут лишь поддерживать экономику на плаву, но не в состоянии обеспечить рост потребительской активности.

Модель современной экономики, основанная на безудержном росте потребления, явно дает сбой. Печатный станок, запущенный в США, поощряет спекулятивную активность на биржах, но не решает основных проблем. Несмотря на то что впервые за 20 лет спрос на нефть в мире действительно упал, котировки сырья находятся на вполне комфортных уровнях. Слишком много денег инвестируется в нефтяные фьючерсы, и понять справедливую стоимость подчас очень сложно.

Общее число контрактов на нефть, заключенных на Нью-Йоркской товарной бирже, или, иначе говоря, объем финансовых обязательств, в 500 раз превышает количество нефти, которое ежедневно проходит через НПЗ Америки или Китая. Количество контрактов, которыми владеют крупные банки, в несколько раз превышает физические запасы в американском порту Кашинге (основном терминале по доставке и хранению нефти по этим контрактам).

Это очередной пузырь. Нечто подобное мы уже видели в прошлом году, когда цена на нефть взлетала до 150 долларов и затем также стремительно обвалилась. Сегодня на рынке энергоносителей сложилась аномальная ситуация, которая четко отражает ярко выраженный спекулятивный интерес к нефти. А что с природным газом?

Динамика соотношения цен между газом и нефтью достигла максимального показателя за всю историю. Причина вполне объяснима. На биржевом рынке газа почти не осталось спекулянтов. Крупные фонды, игравшие на повышение цен на газ, разорились еще в прошлом году и теперь потеряли интерес к данному товарному активу. В итоге рынок и определил справедливый уровень цен. Поэтому сегодня стоимость газа на биржах в Нью-Йорке четко отражает ситуацию в реальной экономике. Высокие запасы и низкий спрос - все это сказалось на ценах природного газа, которые достигли минимума за 7 лет. Между прочим, тогда, в 2002 году, за баррель нефти давали всего лишь 18 долларов. Есть над чем подумать.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram