Аргументы Недели → Экономика № 28(166) от 16.07.2009

«Иностранные инвестиции» – (само)обман российских реформаторов

, 17:32

Поэтому улучшение динамики движения частного капитала (его отток в 130,5 млрд. долл. в IV квартале 2008 г. и 34,8 млрд. долл. в I квартале 2009 г. во II квартале сменился притоком в 7,2 млрд. долл.) не должно вызывать эйфорию: да, ситуация улучшилась, - но за счет не инвестиций, а кредитов, в первую очередь - за счет реструктуризации старых долгов.

Об этом свидетельствует динамика внешнего долга России. Достигнув максимума в 542,1 млрд. долл. к 1 октября 2008 г., следующие полгода он снижался: Россия, лишившись внешнего финансирования, расплачивалась с долгами. К 1 апреля внешний долг сократился более чем на одну шестую - до 450,8 млрд. долларов. Но во II квартале он вновь начал расти и вырос на 24,3 млрд. долл. - до 475,1 миллиарда.

Причина - резкий (на 20,1 млрд. долл. до 294,4 млрд.) рост внешнего долга нефинансового сектора, причем по всем его компонентам.

Еще более яркой картина становится при сопоставлении внешнего долга России в первой половине 2009 г. с графиком его погашения на тот же период.

В I квартале отставание от графика было незначительным: внешний долг сократился на 32,7 млрд. долл. против «плановых» 36,2 миллиарда. При этом государство погашало свой долг опережающими темпами: федеральные органы управления сократили внешний долг на 1,8 млрд. долл. вместо 0,9 млрд., регионы - на 0,1 млрд. долл., хотя по графику платить им было не надо.

Банки также сокращали внешний долг опережающими темпами - на 19,9 млрд. долл. вместо 14,3 млрд.: вероятно, потому, что основная часть государственной помощи досталась именно им.

А вот нефинансовый сектор, до которого поддержка государства в массе своей так и не дошла, погасил менее половины внешнего долга, предназначенного к выплате в I квартале 2009 г. - 10,1 млрд. долл. вместо 20,4 миллиарда. А некоторые виды долгов не сократились, а, наоборот, выросли: так, долг перед прямыми инвесторами, который по графику должен был уменьшиться минимум на 3,4 млрд. долл., на деле вырос на 0,9 млрд. (из-за поддержки, которую оказывали инвесторы своим предприятиям в кризисных условиях), а долг по финансовому лизингу вырос на 0,1 млрд. долл. (вероятно, из-за реструктуризации), вместо того чтобы сократиться на 0,4 миллиарда.

А во II квартале 2009 г. внешний долг сокращался медленнее, чем предусмотрено графиком, во всех секторах без исключения.

Органы государственного управления вместо сокращения на 0,7 млрд. долл. нарастили его на 0,1 млрд. (до 27,7 млрд. долл.), причем нарушение графика лишь в незначительной степени - на 0,2 млрд. долл. - вызвано новыми займами (новый российский долг и долг регионов выросли на 0,1 млрд. долл. каждый - соответственно до 22,0 и 1,3 миллиарда).

Банковский долг вместо 11,0 млрд. уменьшился лишь на 4,0 млрд. долл., а долг нефинансового сектора вместо сокращения на 16,0 млрд. долл. увеличился на 20,1 миллиарда!

Таким образом, внешнее рефинансирование частного сектора России (пусть даже в виде отсрочек) составило во II квартале более 43 млрд. долларов!

При современной конъюнктуре такие средства могут предоставляться не для «инвестиций в посткризисное будущее», но лишь для сокрытия «плохих» долгов.

Беда в том, что, как и в 90-е годы, это приведет не к «рассасыванию», но лишь к нарастанию последних, которые уже к концу следующего года вполне смогут превратиться из корпоративной в общесистемную проблему.

Ситуацию усугубляет беспрецедентный приток во II квартале 2009 г. 6,3 млрд. долл. «черных» капиталов, не видимых государству и учитываемых поэтому в платежном балансе в категории «пропуски и ошибки». Это, скорее всего, как раз не кредиты, а инвестиции, но инвестиции в массе своей преступные, которые не укрепляют экономику, но лишь усугубляют ее проблемы.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram