Все началось с выдачи в Соединенных Штатах безумных ипотечных кредитов под процент ниже ставки рефинансирования ФРС США. Казалось бы, такого не может быть, потому что не может быть никогда. Хотя данные ставки и действовали формально в течение первых пяти лет, а потом должны были стать рыночными – но это попахивало безумием. Между тем такие кредиты массированно рекламировались. Как в старые добрые советские времена, «работали все радиостанции США» и предлагали, предлагали, предлагали эти фантастические кредиты!
Для спекулянтов эти кредиты были безумно выгодны. Благодаря им дома покупались как горячие пирожки, а цены на них росли иной раз до 20% в год! Поэтому дома быстро – через год-два – продавались, и спекулянты получали значительный доход. Но те, кто не успел, тот опоздал. Когда подошел срок изменения кредитного процента (а он, этот процент, мгновенно вырастал в несколько раз!) миллионы людей оказались неспособны его выплачивать. На балансе банков повисли безнадежные долги... и пошло-поехало.
Упали ценные бумаги, казалось бы, исключительно надежных ипотечных компаний. Возник кризис ликвидности и банки перестали выдавать кредиты. В некоторых районах США цены на недвижимость упали вдвое-втрое, а иной раз и больше. Снизилась покупательная способность населения. На горизонте возник призрак сурового кризиса перепроизводства. А значит – разорения предприятий, массового увольнения людей и т.д. По цепочке упал спрос на сырьевые товары, обвалились цены на нефть и черные металлы, ширпотреб и т.д.
Начали разоряться известные торговые сети – «Сиркут Сити», «Вэлью Сити». На грани банкротства оказались автомобильные компании, банки, страховые фирмы. Мир вполз, казалось бы, в полномасштабный кризис. По крайней мере об этом кричат все газеты и большинство аналитиков.
Обсуждаются сценарии будущего. От достаточно оптимистических – правительства всех стран заявляют, что их государства выйдут из кризиса помолодевшими, похорошевшими и более сильными. До апокалиптических – предыдущие кризисы заканчивались мировыми войнами, причем, как отмечают «апокалиптики», – искусственно спровоцированными.
Отсюда – предлагаемые и предпринимаемые меры. Эмиссия (в огромных объемах) доллара – для стимулирования спроса; требование «делиться» – в смысле, создание других резервных валют и формирование валютной корзины.
Весьма вероятно, что кризис будет способствовать концентрации активов в руках американских финансистов.
Однако истинные, глубинные причины кризиса остаются совершенно непонятыми. На самом деле неясно, является ли он «автоматическим следствием» дурного устройства экономики отдельных стран и мира? Или это результат активных действий, совершенных заинтересованными в кризисе группами или государствами? Например, с целью ослабления или даже уничтожения потенциальных конкурентов? Представить себе, что Великий и Могучий Всемирный Гуру Алан Гринспен, экс-глава Федеральной резервной системы США (аналога нашего Центробанка) не понимал простейшей описанной выше цепочки событий – никак не возможно. Хотя г-н Гринспен и утверждал самолично, что «дурак был». Но, как говаривал Станиславский: «Не верю!» Ибо сверху без надлежащей отмашки такие кредиты выдаваться банками не могли! Весьма вероятный вывод из этого простого соображения состоит в том, что мина под мировую финансовую систему была подведена и подорвана в нужный момент вполне осознанно и с определенной целью.
Зачем? Позволю себе предположение. Не исключено, что все может объяснить русская пословица: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет». К примеру, демпинг: продажа продукции по цене ниже себестоимости, казалось бы, себе в убыток. Но это исключительно эффективный способ подавления конкурентов: крупная фирма понесет убытки, но сохранится. Более слабые либо обанкротятся, либо будут скуплены более сильными фирмами по дешевке. Это «эффект последнего патрона»: тот, у кого он остается, бесконечно могущественнее того, кто выстрелил всю обойму. Иными словами, кризис способствует концентрации капитала. Ибо после достижения дна те, у кого оказалось больше средств, скупят по дешевке провалившиеся активы и начнут играть на повышение. А максимальный выигрыш будет у того, кто эмитирует мировую валюту. И этот «последний патрон» – у США! Именно Соединенные Штаты эмитируют доллар. Поэтому у американских банков и компаний появится возможность скупать по наиболее низкой цене активы в самих США и по всему миру.
Взять, например, Бразилию или Аргентину. Основной бразильский фондовый индекс Бовеспа уполовинился в результате кризиса и упал с почти 80 до менее чем 40 тысяч. Точно так же вдвое подешевел аргентинский индекс M.AR MERVAL ARGENTINA IX. А российский индекс ММВБ падал с 1105 до 508. Впрочем, похоже, на российском рынке скупка активов уже пошла. От своего минимального значения 11 февраля 2009 года индекс ММВБ поднялся до 850 пунктов.
23 марта, когда писалась эта статья, пришла еще одна важная новость. Правительство США объявило о скупке у банков «плохих» активов на 500 млрд. долларов – с возможным последующим увеличением этой суммы до триллиона. Эта мера направлена на увеличение доверия в банковской среде и увеличение ликвидности. В результате, по итогам торговой сессии 23 марта все американские биржевые индексы значительно выросли, сообщает AFP. Индекс «голубых фишек» Dow Jones прибавил 6,84% и достиг отметки 7775,86 пункта. «Высокотехнологичный» Nasdaq укрепился на 6,76% и составил 1557,77 пункта. Индекс «широкого рынка» 500 вырос на 7,08% до отметки 822,92 пункта. Не исключено, что дно кризиса тем самым достигнуто и американские финансы начнут сейчас завершающую стадию операции «Ы»: скупку тех активов, которые они сочтут нужными.
Иными словами, весьма вероятно, что кризис будет способствовать концентрации активов в руках американских финансистов. Поэтому я не считаю сколько-нибудь обоснованными прогнозы о снижении всемирной роли США в результате кризиса, тем более весьма странны заявления об их распаде.
Мне кажется, такие заявления – следствие глубокого непонимания экономических реалий. А вот широкая публикация таких мрачных для США прогнозов по всему миру как раз может служить косвенным доказательством изложенной версии. Вполне вероятно, что эти публикации имели целью (как и «панические» заявления таких людей, как Гринспен и Сорос) обвалить рынки по возможности глубже. Чем страшнее будет падение, тем больше «худых сдохнет» и тем большие выигрыши получат в конечном итоге толстые!