Аргументы Недели → Экономика № 23(109) от 05.06.2008

Эх, прокачусь!

Где взять машину за 500 рублей?

, 21:48 , Обозреватель отдела Экономика

Две трети взрослых жителей России получили водительские права. Только за прошлый год ГИБДД выдало 2 млн. новых удостоверений, а всего их – 40 миллионов. Правда, автомобилей в стране – 29 миллионов. Значит, каждый четвертый водитель – «безлошадный». Кому-то не хватает денег, кто-то не желает обременять себя содержанием машины. Но порулить хотя бы изредка хочется всем. Казалось бы, что за вопрос? Машину можно взять напрокат! Но на деле все оказывается не так просто.

Час за сутки

Прокаты очень выручают тех, кто сдал автомобиль в ремонт и временно остался без колес. Другой вариант – поездки раз в неделю на дачу или за покупками. Зачем содержать для этого собственного железного коня? И уж конечно, прокатом интересуются те, кто отправляется в отпуск.

Во всем мире, чтобы арендовать машину, достаточно показать права и кредитную карту. И через 15 минут можно уезжать. У нас вроде бы тоже так. Осталось понять, какие подводные камни залегают на этом пути.

Прежде всего это масса юридических закорючек в договоре. Они существенно отравляют удовольствие от вождения арендного автомобиля.

Во-первых, ни одно агентство не согласится выдать автомобиль человеку, у которого нет хотя бы годового стажа вождения. В некоторых компаниях – до трех лет. Вдобавок люди, которым не исполнилось 25 лет, часто подвергаются «ценовой дискриминации». С них могут содрать повышенный залог. А то и потребовать доплату в 200–500 руб. в сутки.

Во-вторых, многие прокатчики ограничивают суточный пробег. Это сделано, чтобы клиент не выезжал из города. Иные компании устанавливают на машины детектор перемещений. И в случае чего требуют денег за несанкционированный «маневр». Другие поступают проще: ставят лимит в 200–250 км пробега в сутки. Чуть перебрал – заплати 10–30 руб. за каждый дополнительный километр…

Через несколько лет аренда колес в России  станет обычным делом.

В-третьих, порой возникают проблемы при возврате машины. Во многих бюро опоздание даже на полчаса засчитывают как лишние сутки проката. Продлить аренду по телефону нельзя: нужно лично приехать в контору и оплатить дополнительные дни. Правда, существует услуга «бросил и забыл». Вы оставляете машину где придется, например, в аэропорту. Затем агентство высылает за ней своего водителя. Но такое удовольствие обходится недешево – 1–2 тыс. рублей.

Почем авария?

Самые неприятные моменты связаны со страховкой. Представьте, что вы «долбанули» арендное авто стоимостью в полмиллиона рублей. Да еще и зацепили при этом несколько соседних машин… Чем это чревато?

Тут многое зависит от условий договора. Вообще-то все прокатные автомобили застрахованы по «полной программе». Как правило, страховка машины включает ущерб, угон и гражданскую ответственность. Вот только лимиты страховой выплаты могут отличаться. В филиалах западных прокатных компаний они обычно составляют 2,5 млн. рублей. А у их российских конкурентов встречаются лимиты в 500 и даже в 200 тыс. рублей. Значит, если стоимость ремонта покореженного автопарка превысит эту сумму, доплачивать будете сами.

Кроме того, если одни агентства изначально включают в цену проката все возможные виды страховки, то другие рассматривают это как дополнительную опцию. Например, требуют доплату за страховку от угона. Это обойдется еще в 200–400 руб. в сутки. Кстати, по статистике, прокатные машины угоняют впятеро чаще, чем обычные. В особом почете – дорогие марки. Вот показательный пример. Одной из самых дорогих машин из всех, когда-либо предлагавшихся в аренду в нашей стране, был БМВ 735. Он обходился клиентам в 15 тыс. руб. за сутки. Но насладиться им удалось немногим. Машину угнали через неделю после того, как она появилась в парке прокатной компании...

Что точно – в случае угона или аварии придется попрощаться с залогом. В зависимости от марки машины он может составлять 10–50 тыс. рублей.

Не последний вопрос – цены. В целом они не выглядят запредельными. Бюджетную иномарку можно арендовать и за 1 тыс. руб. в день. Правда, только в том случае, если это «рекламный» борт. Те, кто не желает раскатывать в машине с громадным логотипом памперсов или сигарет, заплатят от 1,2 до 3 тыс. руб. в сутки. Зато вазовская «классика» идет от 500 рублей. Конечно, это касается только машин «экономического» класса. Внедорожники, микроавтобусы или кабриолеты могут обойтись и в 10–30 тыс. руб. за сутки проката.

Зато, что не может не радовать, прокатный парк в России растет, а стоимость услуги планомерно снижается. По разным оценкам, наши дороги уже бороздят 20–30 тыс. прокатных машин. По прогнозам, через три года их будет уже 50–70 тысяч. Конечно, по европейским меркам это не бог весть что. В одной только Турции – 150 тыс. арендных автомобилей. Да и стоимость проката в Европе на 30–50% ниже, чем в России…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram