АО «Ангарскцемент» рассчитывает завершить 2024 год с результатами, сопоставимыми с прошлогодними показателями выпуска готовой продукции. Спрос поддерживают промышленные стройки и инфраструктурные проекты в Иркутской области и соседних регионах. С января по сентябрь предприятие выпустило 631 тысячу тонн цемента, а реализовало (с учетом складских запасов) 634 тысячи тонн.
«Предварительно, мы рассчитываем по итогам года выпустить 760 тысяч тонн продукции — это примерно на 2,5 процента меньше прошлогодних объемов. Сказалось завершение нескольких крупных проектов, для которых мы поставляли цемент. Да, у нас появились новые клиенты, однако им требуется время, чтобы выйти на максимальные объемы строительства», — сообщил управляющий директор АО «Ангарскцемент» Владимир Афанасин.
Предприятие продолжает поставки для Култуминского ГОКа и месторождения «Железный кряж» в Забайкальском крае, Озерного ГОКа в Бурятии, на объекты газопровода «Сила Сибири». Крупным потребителем ангарского цемента остается РЖД — развитие БАМа требует огромного объема строительных материалов.
Наибольшим спросом пользуется портландцемент ЦЕМ I 42,5 Н с минимальным объемом добавок. Но вместе с тем, отмечают в компании, все больше растет интерес и к специальным маркам. В частности, к цементу для дорожных покрытий. Завод уже отгружал эту продукцию для строительства экспериментального участка федеральной трассы «Сибирь» в Куйтунском районе Иркутской области. К тому же в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ предусмотрено, что к 2030 году не менее половины новых дорог должны вводиться в цементобетонном исполнении. Так что у этой марки неплохие перспективы. А реконструкция аэропортов в Братске и Бодайбо стимулировала спрос на цемент для аэродромных покрытий.
Чтобы обеспечивать бесперебойную поставку продукции, компания продолжает программу технической модернизации производства. Как напомнил Владимир Афанасин, в предыдущие годы на заводе провели полную реконструкцию двух трансформаторных подстанций, построили кабельные эстакады. В 2024-м обновляют оборудование подстанции №1 — она обеспечивает печи цеха «Обжиг».
Он также подчеркнул, что важным мотивом модернизации предприятия остается удобство клиентов. Так, в этом году завершилась реконструкция подъездных путей и контрольно-пропускного пункта для грузовых автомобилей. Здесь построили три полосы движения для транспорта под погрузку тарного цемента (в бумажных мешках на паллетах и полипропиленовых контейнерах МКР) и две — под насыпной. А также внедрили информационную систему, автоматизирующую отгрузку и расчеты. На «Карьере Перевал» в этом году также открыли участок отпуска готовой продукции — для покупателей из Слюдянки, Култука, Байкальска. При необходимости компания готова его расширить.
Перевооружение зоны взаимодействия с покупателями продукции продолжится. В будущем планируется полная реконструкция участка погрузки цемента в МКР.
Модернизация коснется и экологической безопасности предприятия. Летом «Ангарскцемент» получил комплексное экологическое разрешение (КЭР), под которое разработали программу повышения экологической эффективности на ближайшие семь лет. Документ одобрили и Министерство промышленности и торговли РФ, и Росприроднадзор.
Одним из главных пунктов программы станет замена электрических фильтров, необходимых для улавливания твердых частиц. До 2020 года завод успел поменять два таких фильтра. Но пандемия и санкции смешали планы — последние два года «Ангарскцемент» искал равноценную замену европейскому оборудованию, изучал рынки Китая, Индии, Турции.
«Недавно мы подписали контракт с китайским производителем Sinoma на замену одного фильтра. Если нас устроит результат, приступим к замене еще одного», — уточнил Владимир Афанасин.
На следующем этапе компания планирует установку современных горелок с более эффективным сжиганием топлива, разделение тракта топливоподачи между угольной мельницей и печами. Рассматривает возможность заменить действующие четыре трубы для печей обжига одной общей, высотой 130 метров, чтобы увеличить рассеивание твердых частиц.
Как подчеркнул руководитель «Ангарскцемента», упомянутые меры очень дорогостоящие, однако и холдинг «Сибирский цемент» в целом, и входящие в его состав предприятия придерживаются жестких экологических стандартов и рассматривают инвестиции в экологическую эффективность не только как вклад в свое развитие, но и как часть своей политики социальной ответственности.