> Проект «Мама-предприниматель» набирает популярность на Кубани - Аргументы Недели Кубань

//Экономика 13+

Проект «Мама-предприниматель» набирает популярность на Кубани

№  () от 6 августа 2024 [«Аргументы Недели Кубань», Светлана ДОНЦОВА ]

Фото Ивана ЖУРАВЛЕВА

Всех накормили, детей спать уложили, а теперь за дело!

Раздвинуть рамки привычного мира

Когда женщина находится в декретном отпуске по уходу за своими детьми, она как будто пребывает в тонкой невидимой оболочке, где сконцентрированы все заботы: покормить погулять, почитать. И вот она вырывается в обычный мир и чувствует растерянность, ей немного неуютно, ей кажется, что она отстала, а жизнь движется вперед. Что делать? Паника, отчаяние...

Так описывали свои ощущения участницы проекта «Мама-предприниматель», который прошел недавно в Краснодарском крае.

Мама в декрете — это особенный мир.

Но даже когда ты воспитываешь маленьких детей, хочется раздвинуть рамки этого мира,— рассказывает Евгения Рекун из Крымского района, мама четверых детей. — Ты всё равно следишь за тем, как ты выглядишь, тебе хочется почерпнуть новые знания, хочется себя реализовать. И в этом смысле проект «Мама-предприниматель» как бы подставляет женщинам плечо, помогает им. Ну и заодно прокачивает мозги, показывает возможности собственного дела.

«Мама-предприниматель» — уникальная федеральная программа, которая ориентирована на поддержку женского предпринимательства в России. Такие программы и новые инструменты поддержки бизнеса стали возможны для женщин с несовершеннолетними детьми благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство». В Краснодарском крае ее реализует региональный центр «Мой бизнес» с помощью партнеров.

Как это происходит? В проекте участвуют женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей. Они могут вести бизнес или только мечтать о том, чтобы открыть свое дело. После отбора — эксперты отбирают самых мотивированных, нацеленных на успех — участницы приезжают в Краснодар, где в течение недели получают интенсивные практики.

В этом сезоне за время обучения на площадке центра «Мой бизнес» участницы успешно прошли тренинг по самопрезентации, генерации бизнес-идей, приняли участие в мастер-классах по публичным выступлениям, прослушали семинары по правовым аспектам предпринимательской деятельности, сегментированию целевой аудитории, изучили бесплатные инструменты продвижения своего бизнеса и даже прошли обучение по такому важному блоку для женской категории предпринимателей, как эмоциональный интеллект.

Кроме базовых знаний в области предпринимательства для участниц были организованы выездные мероприятия — «бизнес-визиты» к действующим бизнесам «с женским лицом», организованные региональным партнером программы, комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России».

Заключительным этапом обучения стал конкурс бизнес-проектов участниц. Экспертное жюри оценило их экономическую обоснованность, оригинальность и социальную значимость. В финале программы свои проекты представили тридцать женщин.

В первый день, когда участницы стали знакомиться, мы увидели всю широкую географию нашего края: это Краснодар, Сочи, Новокубанский, Гулькевичский, Славянский районы. Мамы также приехали из Крымского, Щербиновского, Анапского и других районов.

Участницы представили разнообразные бизнес-идеи: гончарную мастерскую и швейное ателье, детские досуговые центры и онлайн-типографию, а также кондитерские, парикмахерские услуги, изготовления украшений ручной работы и др.

«Мама-предприниматель» — это не просто программа, это возможность самореализации, финансовой независимости и развития компетенций, что позволяет женщинам реализовывать свой потенциал в бизнесе, не отказываясь от материнства. Сегодня на площадке мы увидели уверенность, силу духа и мотивацию, а это значит, что у проектов точно всё получится. А мы им в этом поможем,— отметила Елена Пистунова, исполнительный директор регионального Фонда развития бизнеса.

Восемь часов отпрашивалась у руководителя

Программа «Мама-предприниматель» проходила на Кубани в шестой раз. Заявок было очень более двухсот семидесяти, а отбор прошло тридцать пять человек. Проект этот стал популярным и востребованным. Многие хотели в него попасть.

Одна из участниц восемь (!) часов отпрашивалась у своего руководителя на этот конкурс, вела с ним жесткие переговоры. Он всё сопротивлялся, не отпускал, а потом уступил ее настойчивости.

Кто-то несколько раз подавал заявки: вдруг не прочитают, кто-то за неимением компьютера писал обычное рукописное письмо.

Другие, не доверяя компьютерам, отправляли рукописные письма. Такая мотивация говорит о популярности конкурса.

Елена Васькова, победительница прошлогоднего конкурса, тоже приехала подбодрить нынешних участниц вместе со своими двумя детьми.

Меня тянет в этот проект,— пояснила она. — Он мне очень многое дал. И я приехала вдохновить девочек, сказать, чтобы не боялись открывать собственное дело.

В прошлом году Елена успешно защитила свой проект: создание творческой арт-студии, изготовление авторских свечей и изделий из эпоксидной смолы. Она победила в конкурсе проектов и получила грант — сто тысяч рублей. За этот год она масштабировала свой бизнес, успешно сотрудничает с крупными маркетплейсами.

Недавно мы открыли гончарную мастерскую,— рассказывает Елена Васькова. — Расширился список магазинов, с которыми я сотрудничаю. Мы также запустили производство новой продукции, расширяем ассортимент товаров и услуг. А ведь всех этих успехов могло и не быть, если бы не программа «Мама-предприниматель».

Благодаря успешному сотрудничеству с региональным центром «Мой бизнес» у Елены появилось много возможностей.

После прошлогодней победы в конкурсе я вышла замотивированная, заряженная на успех,— рассказывает Елена Васькова. — Оказалось, что мечта может стать еще и делом, которое приносит доход. Теперь мой день начинается с анонса мероприятий регионального центра «Мой бизнес». Это единое окно, где можно получить информацию обо всех мерах государственной поддержки, и вам ее окажут бесплатно. Нет офиса? Пожалуйста — работайте в бесплатном коворкинг-центре. Вы чувствуете, что не хватает знаний? Пожалуйста — консультации по маркетингу. А еще куча интересных конкурсов, встреч, обучающих программ. Это позволяет открывать свой бизнес, масштабировать его и развиваться дальше.

Эти советы с интересом слушала Эльнара Филькина из Мостовского района. Она приехала со своим проектом и хочет открыть дело, но ей не хватает знаний о том, как государство может помочь в открытии бизнеса.

Мой проект — обучение плаванию в детском бассейне грудничков, детей дошкольного и раннего школьного возраста,— рассказала Эльнара. — У нас в поселке Мостовском такого нет. У меня растут двойняшки — Дементий и Таисия, им по четыре годика. Мы с мужем хотим открыть дело, чтоб наши дети и такие же малыши учились плавать.

Эльнара призналась, что у нее нет опыта в бизнесе, многое кажется сложным. Есть только желание.

Мне бы хотелось получить больше информации о государственной поддержке, о том, как развивать социальное предприятие. Потому что бизнес, которым мы собираемся заниматься, носит социальный характер. Я хотела бы получить грант, который бы помогал нам развиваться. У нас есть собственные средства, но их немного. Поэтому мы рассчитываем на помощь государства. Возможно, в получении льготного микрофинансирования,— говорит она.

Сын придумал бренд

Почти половина предпринимателей в нашей стране — 46 процентов — это женщины. Их средний возраст — от тридцати. И это качественная категория предпринимателей. К этому времени женщины имеют образование, и даже не одно. Они уже создали семью, родили детей. Этот жизненный опыт помогает им и в бизнесе принимать более взвешенные, продуманные решения.

Об этом говорили эксперты на программе «Мама-предприниматель». Именно благодаря такому опыту у мам рождаются интересные и уникальные бизнесы, а мотиваторами и вдохновителями идей часто становятся собственные дети.

Такая история и произошла с победительницей нынешней программы — Аленой Гарматиной. Она пришла на конкурс с проектом, название которого придумал ее сын Матвей. Ему на тот момент было всего пять лет. По итогам программы Алена получила грант — сто тысяч рублей, ее проект оказался самым-самым.

Смысл идеи бизнеса лежит на поверхности: приучить детей к чтению. Ведь не секрет, что сегодня многие дети очень мало читают.

Поэтому мы с мужем придумали проект, смысл которого — сделать чтение для ребенка не скучным, а увлекательным занятием,— рассказывает Алена. — У нас независимый книжный магазин, то есть мы сами с учетом предпочтений клиентов формируем его ассортимент. Но это не стандартный магазин, а определенное пространство с книгами, мероприятиями для детей и кафетерием, мастер-классами, спектаклями.

Семья арендовала красивый старинный особнячок в центре Краснодара и превратила его в уникальное пространство. Когда ребенок сюда заходит, он видит всё разнообразие книг, может книгу взять с полки, поваляться с ней в гамачке, полистать, почитать. Потом выпить лимонада или чаю, поболтать.

У нас есть серия занятий для детей дошкольного возраста, когда ребенку тяжело и скучно читать, и мы это всё превращаем в игру,— поясняет Алена. — А для тех ребят, которые постарше, есть литературный клуб, где можно обсудить понравившуюся книгу. И если ему понравится, он приходит к нам еще и еще. У нас в социальных сетях уже более тысячи подписчиков, наш проект заинтересовал родителей, бабушек и дедушек. Они к нам приходят с детьми на встречи, спектакли, мастер-классы, а потом дети приобщаются к хорошим и добрым книгам.

Свой грант Алена потратит на дальнейшее развитие: на аренду и операционную деятельность.

Алена поделилась своими планами:

Хотелось бы открыть такое же творческое пространство в отдаленном районе города, откуда людям к нам сложно добираться. И второе — двинуться в сторону юга, попробовать себя в малых городах, на побережье. «Упаковать» франшизу.

До этого Алена работала в различных компаниях, в том числе и на руководящих должностях, но своего бизнеса у нее не было.

И когда я начинала, мне катастрофически не хватало знаний по бизнес-процессам,— продолжает моя собеседница. — А теперь я многое для себя узнала, увидела свой бизнес со стороны. И вышла после программы «Мама-предприниматель» с уверенностью в своих силах, получила много полезной информации. Теперь есть вектор развития — будем масштабироваться дальше.

Помимо этого, еще три проекта выпускниц программы получили дополнительную поддержку в виде бюджета на продвижение в социальных сетях партнера программы «Мама-предприниматель» — соцсети «ВКонтакте»: Ксения Коломиец и ее идея гончарной мастерской, проект коррекционной педагогики Натальи Форсовой и подростковая швейная мастерская Ольги Гордиенко.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте